Выставка турецкого рукодельного искусства

Выставка турецкого рукодельного искусства

in Из Стамбула,Полезная информация

Garden Resort Bergamot, расположенный в Кемере, заработал безупречную репутацию семейного отеля, где можно замечательно отдохнуть с маленькими детьми. В этом году администрация гостиницы озаботилась для своих гостей еще и духовной пищей, когда собственными силами организовала выставку турецкого рукодельного искусства. Здесь, в частности, представлены образцы народного творчества, познакомиться с которыми можно, не покидая пределов отеля.

Выставка турецкого рукодельного искусства

Выставка турецкого рукодельного искусства

Миниатюры

В средневековых книгах в Европе, рукописный шрифт был украшен красным цветом. Для этой работы, использовался оксид свинца, латинское название которого mini-um. Именно он предавал красивый красный цвет. Слово «миниатюра» происходит именно от него. Миниатюрные картины в Турции получили название «накш», а те, кто их изготавливали были названы «наккаш». Будучи одним из традиционных турецких искусств, оно уходит в прошлое уйгуров VII-IX столетий. Названное мастерами «наккашляр», оно украшает бумагу, пергамент и слоновую кость очень тонкой росписью маленького размера с позолотой.

Кофе по-турецки

Кофе по-турецки

Кофе по-турецки

Кофе по-турецки получило свое название благодаря специфическому методу приготовления. Мелко измельченные и прожаренные кофейные бобы кипятятся с водой в турке под названием «джезва», а потом без использования фильтра выливаются в чашку, где и оседают. Самой отличительной особенностью кофе по-турецки является наслаждение ароматом, а не основой. Многие считают, что этот напиток, приготовленный из арабики, полезнее многих других видов кофе. Ну а одна чашка кофе по-турецки, может стать началом 40-летней дружбы.

Назар Бонджук (Глаз Фатимы)

Назар Бонджук

Назар Бонджук

У каждого этноса есть суеверия, которые уходят корнями в его многовековую историю. Например, сглаз – это распространённое у многих народов суеверие о вредоносном влиянии взгляда некоторых людей («дурного глаза»). Считается, что такой взгляд может не только вызвать боль, но и привести к неудаче или даже увечью.

Назар бонджук – амулет в форме глаза, который защищает от сглаза. Интересно, что говорящие на хинди и урду, а также персы, позаимствовали это поверье. Турецкий амулет от сглаза сегодня стал признанной торговой маркой, корни которой уходят в историю трехтысячелетней давности. До сих пор искусство его производства переходит от отца к сыну, а около горячих печей все так же оформляются и окрашиваются «глаза» в типичный синий цвет настоящего турецкого Назар Бонджука.

Сепиолит

Трубка из морской пенки

Трубка из морской пенки

Сепиолит – это замечательный камень, который добывают только в Эскишехире. В Европе он известен под именем «морская пенка», имеет очень нежную пористую структуру и обычно бывает окрашен от белого до беловатого цвета. Благодаря своим природным особенностям, это идеальный вариант для табачных трубок. Ежегодно миллионы таких трубок экспортируются или приобретаются туристами, посещающими Турцию.

Турецкое искусство мраморирования (Эбру)

Эбру

Эбру

Мраморирование — это искусство создания красочных узоров путем опрыскивания и раскрашивания цветных пигментов на сковороде с масляной водой, а затем передаче этого рисунка в бумагу. Для этого искусства используются специальные инструменты, а именно кисти из конского волоса, связанные в древесину розового кустарника, глубокий поднос, натуральные земляные пигменты, бычья желчь и трагакант (смола растения астрагал). Предполагается, что это искусство возникло в Туркестане еще в XIII столетии. Впоследствии оно получило распространение в Китае, Индии, Персии и Анатолии. Каллиграфы и художники сельджукского и османского периодов использовали мраморирование для украшения книг, императорских указов, официальной документации и переписки. В дальнейшем были усовершенствованы новые формы и техники, а Турция продолжила оставаться центром мраморирования в течении многих столетий. Вплоть до 1920-х годов, мрамористы проводили семинары в районе Баязид в Стамбуле, создавая картины как для местного, так и для зарубежного рынков, где «эбру» было известно, как «турецкая мраморная бумага».

Тугра султана Сулеймана Великолепного

Тугра султана Сулеймана Великолепного

Тугра султана Сулеймана Великолепного

Османская тугра (подпись), будучи своеобразной эмблемой падишаха, использовалась на постановлениях, письмах или монетах, в том числе и официальных документах. Первая известная османская тугра приписывается султану Орхану (1326-1362 гг.). Тугра всегда имеет особую форму и содержит определенный набор элементов. Самая заметная ее часть – это бейзе («яйцо»). Она выглядит как вытянутый влево овал. Бейзе состоит из двух дуг – внутренней и внешней, которые обычно представляют собой стилизованные буквы имени султана. Эти буквы формируют большую петлю, концы которой, в виде двух длинных изогнутых линий, вытянуты горизонтально вправо. Дуги пересечены тремя прямыми вертикальными линиями. Ниже расположены волнистые линии, которые не обязательно изображают какие-нибудь буквы. Внизу тугры находится ее основная часть, где на очень маленьком тесном пространстве стоит имя султана, его отца, многочисленные титулы и молитвы Аллаху о даровании султану победы и успеха. Тугра султана Сулеймана Великолепного (1520-1566), считается одной из самых красивых и совершенных в османской истории.

Четки (Тасбих)

Четки

Четки

Не только в Исламе, но и во многих других религиях важную роль играют четки. В прошлом тасбихи изготавливались мастерами Стамбула и продавались покупателям по всему исламскому миру. Они были сделаны из золота, серебра, слоновой кости, черепаховой скорлупы, перламутра, янтаря, сепиолита, черного дерева и множества других материалов, некоторые из которых доставлялись из Африки, Дальнего Востока и Южной Америки. Существует бесчисленное количество видов древесины, в том числе из черного дерева, сандала, оливкового и розового деревьев, тамаринда, сахарного клена, тика и бирманского сандала. Она поступает из многих частей мира, включая Индию, Египет, Мадагаскар и Южную Америку. Другая категория включает семена и орехи, такие как кокосовый орех, разновидность кукули с волнообразным зерном, оливковые косточки и косточки хурмы. Короткий тасбих состоит из 33 бусинок, в то время как длинные тасбихи имеют 99 бусин, символизирующих 99 имен Аллаха.

Кочевники (Йорук)

Типичные предметы кочевников

Типичные предметы кочевников

На выставке демонстрируются некоторые типичные предметы кочевников. Есть килимы, шерстяной ковер региона Дёшемеалты, сумки, горшки и кувшины, носки, шарфы с вязальными узорами и длинными ткаными ремнями для крепления вещей к верблюдам.

Отметим, что кочевники по-турецки – йорук (yoruk — «те, кто ходит»), то есть, люди, которые выбрали для себя странствующий образ жизни. Их конно-кочевое существование продолжалась дольше, чем многие другие виды жизни турецкой общины. Они относительно недавно начали вести оседлый образ жизни, что существенно сказалось на их привычках и особенностях.

Так, кочевники весьма толерантны. Постоянно перемещаясь по разным местам, они сталкиваются с совершенно разными людьми и различными образами жизни. Это делает их более терпимыми, чем другие, потому что единственный способ жить в мире вместе — толерантность.

Изделия кочевников

Изделия из шерсти

Кроме того, кочевники полезны и трудолюбивы. Они должны сами производить необходимые им вещи, или же приобретать их у других кочевников. Такая обязанность научила их делиться и работать в коллективе. Каждое кочевое племя фактически действует как своего рода интегрированный производитель. Они производят сыр, масло и йогурт, шерсть, полученную от овец, используется для изготовления ковриков, ковров, тентов, мешковины, носков, а кожу для сандалий и в качестве оболочки для сыра. Короче говоря, каждое кочевое племя является самостоятельной экономической единицей.

Важно, что кочевники поклоняются своей свободе. Дом или земля для них рассматриваются как угроза их свободе, а не одно из занятий – их жизнь проходит вдоль широких плато Анатолии от одного водного источника к другому.

Женщины-кочевники

Женщины-кочевники

Женщины-кочевники

В жизни кочевников роль женщин очень важна. Как говорят, женщина-кочевник обладает «пятью умениями в пяти пальцах» и именно она — уникальный пример верности, продуктивности и любви. Женщина – столп дома. Самая пожилая женщина отвечает за юрту (шатёр). Обязанность женщины состоит в поддержании огня, выпечке хлеба и приготовлении еды. Доить животных – это также женская обязанность. Это женщина, которая следит за овцами или козами, моет, валяет и красит шерсть, изготавливая из них коврики, шатры, седла и ремни с тысячами цветных орнаментов. Это женщина, которая шьет одежду, чтобы одеваться. Это женщина, которая встречает и приветствует гостей, приехавших на лошади и ее обязанность взять оружие посетителя, привязать его лошадь, показать ему место для отдыха и разместить его.

Ковры Дёшемеалты, или сделано в Анталье

Сделано в Анталье

Сделано в Анталье

Дёшемеалты (Döşemealtı) – район на севере Антальи, прямо у подножья гор Тавр, неподалеку от пещеры Караин. Название «Дёшемеалты» уходит своими корнями к древним временам. В этом районе насчитывается более двух десятков деревень, связанных с коврами Дёшемеалты, прежде всего, это Койянлык, Йеникёй и Джамили. Здесь проживают кочевники преимущественно Каракойюнлу (Койянлык) и Теке. Ещё с XV столетия они все лето проводят на плато Тавра, а в зимние месяцы спускаются на равнины анталийского региона.

Большинство геометрических орнаментов ковров Дёшемеалты отражают символику повседневной жизни, стилизованные растения, животных или также молитвенную нишу (михраб) мечети. Имена различных мотивов – Халелли, Топлу, Коджасулу, Даллы, Михраплы, Акрепли, Даллы-Акрепли, Ястыклы или Таразили-Топлу.

Ковры называют согласно их размеру — четверть ковра размером 80х120 см («четвертушка»), коврик для молитвы размером 125х200 см («саджжада»), а ковер в коридор 75х300 см («дорожка»).

Несколько лет назад в регионе Дёшемеалты всё ещё можно было увидеть женщин у крыльца каждого из домов, работающих над коврами. Для этого, сначала они готовили шерсть с помощью ручного веретена и красили его с натуральными красками из растений. Преимущественно это темно-синий, зеленый и красные цвета. Ковры отражают природу, теплые цвета пейзажа Тавра и равнин. Прежде уже готовые ковры раскладывались на ярком солнце, что предавало цветам более плавный вид. Ткачество ковров всё ещё преобладает в домоводстве, где-то между домашней работой и работой на полях. До сих пор многие женщины используют натуральные красители, а типичные орнаменты исходят из традиций и воображения.

За помощь при подготовке материалов наша благодарность менеджеру отеля Garden Resort Bergamot Марии Андаш (Maria Andaş)

Comments on this entry are closed.