Стоящее на седьмом городском холме здание мечети Коджа Мустафа Паша интересно тем, что в нём до сих пор сохранились отдельные архитектурные элементы древней византийской церкви. Первое упоминания о святой обители на юго-западной окраине Византия, основанной благочестивой Аркадией, сестрой императора Феодосия II (408-450), и посвященной покровителю Святейшей Константинопольской церкви апостолу Андрею Первозванному, относятся ещё к концу V века. В конце XIII в. Феодора Кантакузина, племянница византийского императора Михаила VIII Палеолога, основала здесь на свои средства женский монастырь, богословскую школу и восстановила пришедшую в запустение церковь, к тому времени уже называвшуюся храмом Святого Преподобномученика Андрея Критского в Крисе.
Когда в 1453 году османы завоевали Константинополь, то они не тронули ни женский монастырь, ни храм продолжавшие существовать под новым названием Кызлар Килисеси (Kızlar Kilisesi – женская церковь). Но к 1491 году, по инициативе грека-ренегата Коджи Мустафы Паши (ум. в 1512 г.), занимавшего тогда высокую должность Капыджыбашы (Kapıcıbaşı – главный привратник) при дворе султана Баязида II (1481-1512), монастырский комплекс был преобразован в мечеть Коджа Мустафа Паша. Ставшего впоследствии великим везиром Коджу Мустафу-пашу повесили в 1512 году по подозрению в тайных связях с братом султана Селима I, претендовавшим на престол. Ещё во время жизни грека-ренегата при основанной им мечети Коджа Мустафа Паша обосновался тарикат (духовное братство) суфийского братства Халветийа. Одним из наиболее почитаемых шейхов этого братства и муршидом (наставник, учитель) его новой ветви – Сюмбулийе был Юсуф Сюмбюль Синан более известный под именем Сюмбюль Эфенди (1451-1529 гг.).
В течении многих лет, осуществляя духовное руководство текке (специфический дервишеский монастырь) при мечети Коджа Мустафа Паша, он распространял свет веры и любви к Аллаху и его Пророку, руководя душами своей паствы и даже проводил хутбы (пятничное полуденное богослужение) в мечети Айя-София. После образования Республики, по указу 1925 года все ордена дервишей были распущены, а текке Сюмбулийе закрыто. Действующую мечеть Коджа Мустафа Паша, с расположенным на её территории тюрбе Сюмбюля Эфенди, ставшим местом паломничества, сейчас часто называют мечеть Сюмбюль Эфенди (Sümbül Efendi Camii). Из-за многочисленных переделок и новых пристроек от византийской церкви частично уцелели нефы, два нартекса и несколько мраморных колонн начала VI века. Сохранившееся мраморное обрамление портала входных ворот бывшего византийского монастыря сейчас находится в Археологическом музее Стамбула.
Koca Mustafa Paşa Camii
Местоположение на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.