Сегодня, помимо моста Галата, основные транспортные магистрали города используют также мост Ункапаны, получивший имя Ататюрка, и мост Халич. Первый, временный мост через Золотой Рог турки создали еще во время осады Константинополя (1453) для переправы войск, поставив свои корабли вплотную друг к другу. Только спустя полвека (1502-1503) в Османской империи начали серьезно обсуждать план строительства постоянной переправы через залив.
Леонардо да Винчи представил султану Баязиду II проект моста, настил которого поддерживали три дуги-пролета, упирающиеся в землю. Суть проекта сводилась к устройству моста в виде очень пологой арки, с жестким закреплением концов посредством «ласточкиных гнезд» — прием, который великий зодчий продумывал уже несколько раньше, в связи с проектированием купола Миланского собора. Леонардо, полностью уверенный в своем проекте, предлагал возглавить строительство, хотя в случае неудачи, по суровым обычаям того времени, вполне мог лишиться жизни. Он писал Баязиду II, что мост в виде арки будет настолько высок, что любой корабль на полных парусах беспрепятственно пройдет под его сводами. Несмотря на настойчивость зодчего, данный проект почему-то не нашел поддержки у султана. Кстати, предложение о возведение моста через Золотой Рог получил и другой величайший мастер эпохи Возрождения — Микеланджело Буонарроти. Однако он, видимо, памятуя о крутых нравах турецко-подданных, не дал своего согласия и о строительстве моста забыли почти на три столетия.
Переправу пассажиров и грузов с одного берега залива на другой долгое время обеспечивали небольшие лодки. Только во времена правления султана Махмуда II, понтонный мост через Золотой Рог соединил районы Азапкапы и Ункапаны. Этот мост, получивший название Харатийе (haratiye – благодеяние), открыли в сентябре 1836 г. Сооружение состояло из понтонов общей длиной около 500 м.
Comments on this entry are closed.