Во второй половине XVII в. стало модным и престижным строить по берегам Босфора элегантные летние резиденции – йалы (yalı). Это турецкое слово произошло, скорее всего, от греческого «йалос» (греч., yialos – морское побережье). Такие особняки в Турции называли также сахильхане (sahil — прибрежный, hane — дом). Они действительно стоят либо у самой кромки воды, либо немного отступив от берега. У йалы обычно 2-3 этажа, узкие высокие окна, широкие карнизы и тонкие трубы. Для них характерны эркеры, называемые джумба. Каждый такой особняк предусматривает эллинг для хранения лодки. Йалы большей частью выполнены из дерева, а крыши их покрыты черепицей. В зависимости от времени постройки в архитектуре йалы заметно влияние различных стилей – классический, барокко, ар нуво и т.д. Традиционный цвет йалы – темно-красный, известный как «османский розовый». Пастельные тона стали популярны только в XIX в.
Местоположение строящихся йалы строго контролировалось и отражало социальный класс и этническую принадлежность хозяина. Как и все большие жилые строения в османские времена, йалы делились на две части – селамлик (для мужчин) и гаремлик (для женщин). Как правило, это были отдельные здания. Из обязательного центрального зала, называемого софа (sofa – приемная, холл), в котором иной раз располагался бассейн с фонтаном, двери вели в четыре угловые спальные комнаты. Зал-софа, где действительно стояли диваны и обычно принимали гостей, мог быть крестообразной формы. Застекленные террасы – эйваны (eyvan — терраса) поддерживались консолями и выходили на Босфор и сад. Обязательный атрибут любой йалы – турецкая баня — хамам.
С йалы связано появление церемонии мехаб. Летним лунным вечером флотилия, состоящая из сотен кайыков, шла по тихому в это время Босфору от одного приморского особняка к другому. Процессию возглавляла одна из самых больших лодок – саз-кайык, где на специальном помосте играл национальный оркестр и пели солисты.
Comments on this entry are closed.