В течение последних нескольких сотен лет очень много правоверных желало, чтобы последнее их пристанище в этом бренном мире находилось рядом со святым местом. В результате этого сейчас комплекс мечети Султана Эйюпа со всех сторон окружён многочисленными мавзолеями и могильными памятниками, стоящими среди кипарисов. А весь северный склон холма за мечетью Абу Эйюпа вообще занят огромным городским кладбищем Султана Эйюпа. У мусульман погребение производится не позже следующего дня после кончины. Мужчины несут покойного, покрытого погребальным саваном, расписанным айятами из Корана, на специальных носилках до ближайшей мечети. Здесь носилки ставят на предназначенный для этого камень — мусала таши (musala taşı) перед мечетью и имам произносит погребальную молитву. Затем, постоянно сменяя друг друга (так как это богоугодное дело), усопшего несут к месту погребения.
Покойного, завёрнутого в саван, кладут в могилу на правый бок, головой в направлении Мекки. Родственники сразу после похорон устанавливали на могиле два вертикальных камня один в ногах покойного, а другой в голове (с эпитафией). В эпитафии обычно указаны общие сведения о покойном и обязательный призыв к случайному прохожему — прочесть за него молитву. В Османской империи существовал обычай вырезать на верху могильного камня изображение любимого тюрбана (позже фески) покойного. Могильные камни женщин обычно украшали скульптурными изображениями цветов, фруктов или листьев. Вокруг могил всегда сажали кипарисы, во-первых, из-за их ароматного запаха, а, во-вторых, из-за их вечнозелёных листьев, символизирующих бессмертие. Османские кладбища часто служили местами для прогулок городских жителей, о чём с удивлением упоминают в своих путевых заметках многие посещавшие Стамбул европейцы.
Eyüp Sultan Mezarliği
- авт. 39, 55T, 99A
- Gümüssuyu Karyagdi Sok., Eyüp Merkez Mah.
Местоположение на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.