После завоевания Стамбула пустынные окрестности высокого (84 м над уровнем моря) холма с греческой деревушкой Святого Димитрия начали использовать под загородные пастбища для лошадей из султанских конюшен. Может быть поэтому за ними и закрепилось название Татавла (греч. Ταταύλα — конюшня). Во второй половине XVI века здесь поселили греков, вывезенных с завоеванного в 1566 году острова Хиос для работы на судостроительных верфях арсенала Касымпаша. Греки быстро прижились на новом месте и с тех пор до середины 1950-х годов, Татавла оставался православным греческим районом со своим абсолютно нетипичным для мусульманского города бытом, за что и получил у правоверных название гяур Татавла (gavur — неверный, презрительное название всех не мусульман). Особенно широко и разгульно в Татавла отмечали Апокрия (греч. Αποκριά, аналог русской масленицы) – последняя неделя (Сырная седмица) перед сорокадневным Великим Постом. В это время уже нельзя есть мясо (греч. Απο – без κριά — мясо), но можно употреблять рыбу, молочные продукты и конечно овощи. Наверное, поэтому мусульмане и называли этот греческий православный праздник овощным словом — Баклахорани (Baklahorani, от Bakla — бобы). Апокрия отмечалась также греческими общинами Галаты и Пера, но веселье в этих районах и близко не могло сравниться с тем, что происходило в Татавла. Толпы любопытных, приезжающих со всех районов Стамбула, переполненные народом таверны в которых лились реки вина, звучащая отовсюду музыка и веселые песни, массовые танцы и разнообразные аттракционы превращали в течении недели жизнь района в один нескончаемый праздник.
Основные мероприятия обычно устраивались на площади перед церковью Святого Димитрия. Безудержное веселье заканчивалось только в первый день Великого Поста, называющийся Кафара Девтера (греч. Καθαρή Δευτέρα, в России его называют — Чистый понедельник). Обычай так шумно и весело отмечать Апокрия продержался в Татавла нескольких веков до середины 1940-х годов, а после массовой эмиграции греков из-за погромов в 1955 г. (т.н. Алты — Йеди Эйлюль Олайлары, турецк. 6–7 Eylül Olayları – события 6-7 сентября) эта традиция вообще была прекращена. В начале XX века не очень благозвучное греческое название района Татавла было заменено турецким — Куртулуш (Kurtuluş – освобождение, независимость) звучащим более весомо, а в процессе реорганизации административных районов Стамбула он был разделен между округами Бейоглу и Шишли. Татавла всегда считался типичным районом для жителей с не очень высокими доходами, в противоположность, например, Тарабья на Босфоре, где предпочитали селиться богатые греки, но, тем не менее, красивые многоэтажные жилые здания в стиле ар-нуво (фр. Art nouveau — букв. «новое искусство», модерн), построенные в конце XIX века, можно до сих пор увидеть на центральных улицах района (правда, многие из них давно нуждаются в ремонте). В южной части этого, до сих пор ещё космополитического района, сейчас в основном живут переселенцы из восточной Анатолии, перебравшиеся сюда в 1960-1970-х годах, а в северной части сосредоточены общины армян, евреев и греков. Основными архитектурными достопримечательностями района Куртулуш по праву считаются православные греческие церкви XVIII-XIX веков (Благовещения Богоматери, Святого Афанасия и Святого Димитрия).
Comments on this entry are closed.