Софа-и Хюмайун (Четвертый двор дворца Топкапы)

Софа-и Хюмайун

in Достопримечательности Стамбула,По Стамбулу,Эминёню

Четвёртый двор (план), также как и третий, территория эндеруна (enderûn) — личных апартаментов правящих султанов. Из этой части дворца, занятой прекрасным парком, разбитым на вершине холма, открываются великолепные виды на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и виднеющиеся вдали Принцевы острова. Здесь постоянно ощущается нежное дуновение ветерка, пропитанного морской солью, и султаны, позабыв на время о семейных неурядицах и государственных проблемах, могли тут в полной мере наслаждаться уединением и покоем. Слева, со стороны Золотого Рога, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Revan Köşkü). Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии (см. Эндерун Авлусу). Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, обеспечивая тень внутри, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцовыми панелями. За Ереванским павильоном находится щедро украшенный изразцами Зал Обрезания (Sünnet Odası) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Sofa-i Hümâyun — Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает изящный пирамидальный фонтанчик.

Багдадский павильон

Багдадский павильон

Терраса (первая половина XVII века), по имени которой иногда называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Bağdad Köşkü). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (sünnet – обрезание) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV – покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. В плане это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Вместе Ереванский и Багдадский павильоны представляют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с влиянием персидских мотивов. Изящество и легкость строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, повторяющими мотивы лотоса.

Павильон Ифтарийе

Павильон Ифтарийе

В середине Софа-и Хюмайун, на четырех тонких колонах покоится выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (İftariye Köşkü). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, на залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район, известный под историческим именем Галата. Павильон Ифтарийе (İftar –время вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан), построенный в 1640 году, любимое место султана Ибрагима, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора, находятся здания деревянного Павильона Софы (Sofa Köşkü) и каменной Хекимбаши Кулеси (Hekimbaşı Kulesi). Самое старое здание в четвертом дворе, Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служило основанием стоящей здесь часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Mecidiye Köşkü) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко контрастирует с остальными постройками дворца и кажется перенесенным сюда из Версаля. Это последнее по времени здание, которое было построено (1840 г.) при османских султанах на территории дворца. Сейчас здесь ресторан Konyalı, популярный не столько благодаря своей кухне (блюда турецкой и европейской кухни), а местоположению и прекрасным видам. К югу от него мечеть Софы (Sofa Camii) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Sofa-i Hümâyun (IV. Avlu)

  • Topkapı Sarayı, Cankurtaran Mah., Eminönü

План Софа-и Хюмайун [Четвертый двор дворца Топкапы] (скачать)

План Софа-и Хюмайун (Четвертый двор дворца Топкапы)

Tweet

Comments on this entry are closed.