На стене южной галереи музея Айя-София находится прекрасная мозаичная икона, датируемая XI в. В центре композиции изображен Христос, в синей хламиде, сидящий на троне с большой Библией в левой руке. Слева в роскошном ритуальном одеянии Константин IX Мономах, держащий мешочек с дарами на храм. Над его фигурой надпись на арамейском языке «Константин Мономах, благочестивый правитель римлян и слуга Бога Иисуса». В правой части мозаики не менее нарядно одетая императрица Зоя, со свитком в руках. На свитке с трудом можно различить слова «Константин Хотовопистос…», а над ее головой надпись «Очень благочестивая императрица Зоя». Не упоминая имя Божье всуе, вспомним о некоторых интересных эпизодах из жизни исторических персонажей этой мозаики.
У последнего отпрыска Македонской династии по мужской линии византийского императора Константина VIII (1025-1028) было три дочери — Евдокия, Зоя и Феодора. Старшая сестра, переболевшая в детстве оспой, ушла в монастырь, а Зоя и Феодора пользуясь покровительством своего дяди, императора Василия II Болгаробойца (976-1025) весело жили при дворе. Их отец Константин VIII, будучи монархом, весьма беспечного нрава, только перед самой смертью стал искать себе наследника, которому решил отдать в жены среднюю дочь, отметившей к тому времени уже 48-й день рождения. Его выбор пал на знатного и образованного 60-летнего вельможу Романа Аргира. Правда, он был женат, но это ничему не помешало. Жену Романа быстренько остригли и сослали в монастырь, а ему самому предложили простой выбор – либо лишиться глаз, либо вести под венец Зою. Сомневался он недолго, а так как вскоре после свадьбы Константин VIII скончался, то в Византии появился новый император Роман III Аргир (1028-1034). Как монарх он ничем выдающимся себя не проявил, но это еще полбеды, ведь самое главное, что он не смог удовлетворить пылкие сексуальные фантазии своей венценосной супруги.
Но «свято место пусто не бывает» и один честолюбивый дворцовый евнух, по имени Иоанн, представил императрице своего 20-летнего сексапильного брата Михаила. Сердце сластолюбивой Зои моментально было покорено, а молодой любовник хотя и не испытывал к перезрелой мадам сексуального влечения был готов на что угодно ради власти. Роман Аргир, опостылевший обезумевшей от страсти императрице, явно мешал, и от него пришлось избавиться, утопив во время купания в бане. В тот же день на престол взошел новый император Михаил IV Пафлагон (1034-1041), который и стал заказчиком этой мозаики. Однако вскоре выяснилось, что новый император страдает эпилепсией и вряд ли долго протянет. Тогда хитроумный евнух Иоанн, желающий сохранить свое влияние при дворе, убедил императрицу сделать наследником их племянника.
Молодой человек, усыновленный размякшей от страсти Зоей, целовал ей руки и со слезами на глазах клялся в вечной преданности, однако сразу же после смерти дядюшки эпилептика, став императором Михаилом V Калафатом (1041-1042) отплатил «презлым за предоброе». Он подстриг её в монахини, сослал на остров Принкипо (ныне Бюйюкада) и распорядился уничтожить мозаику в храме Святой Софии. Но уже через четыре месяца трехдневный народный мятеж смел узурпатора, которому выкололи глаза, и вызволил матушку-императрицу из заточения. Неутомимая Зоя быстро пришла в себя и в шестьдесят два года вышла замуж в очередной раз. После этого императрица приказала отреставрировать мозаику, на которой её изображение было восстановлено, а место второго супруга занял третий.
Последним мужем Зои стал её старый интимный друг еще с времен Романа Аргира, распутный константинопольский аристократ Константин IX Мономах (1042-1055), переехавший в царские чертоги вместе со своей молодой официальной любовницей. Он изображен на мозаике в головном уборе, получившим название – шапка Мономаха. После заключения мира с Киевской Русью, потерпевшей поражение во время русско-византийской войны (1043), Константин выдал свою дочь замуж за сына Ярослава Мудрого, Всеволода. А эта знаменитая шапка, якобы подаренная им своему внуку, Владимиру Мономаху, как знак царских прав, послужила обоснованием великодержавной концепции «Москва – Третий Рим» и сейчас хранится в Оружейной палате Московского кремля.
Comments on this entry are closed.