Благочестивая императрица Зоя и три ее мужа

Императрица Зоя

in Достопримечательности Стамбула,По Стамбулу,Эминёню

На стене южной галереи музея Айя-София находится прекрасная мозаичная икона, датируемая XI в. В центре композиции изображен Христос, в синей хламиде, сидящий на троне с большой Библией в левой руке. Слева в роскошном ритуальном одеянии Константин IX Мономах, держащий мешочек с дарами на храм. Над его фигурой надпись на арамейском языке «Константин Мономах, благочестивый правитель римлян и слуга Бога Иисуса». В правой части мозаики не менее нарядно одетая императрица Зоя, со свитком в руках. На свитке с трудом можно различить слова «Константин Хотовопистос…», а над ее головой надпись «Очень благочестивая императрица Зоя». Не упоминая имя Божье всуе, вспомним о некоторых интересных эпизодах из жизни исторических персонажей этой мозаики.

У последнего отпрыска Македонской династии по мужской линии византийского императора Константина VIII (1025-1028) было три дочери — Евдокия, Зоя и Феодора. Старшая сестра, переболевшая в детстве оспой, ушла в монастырь, а Зоя и Феодора пользуясь покровительством своего дяди, императора Василия II Болгаробойца (976-1025) весело жили при дворе. Их отец Константин VIII, будучи монархом, весьма беспечного нрава, только перед самой смертью стал искать себе наследника, которому решил отдать в жены среднюю дочь, отметившей к тому времени уже 48-й день рождения. Его выбор пал на знатного и образованного 60-летнего вельможу Романа Аргира. Правда, он был женат, но это ничему не помешало. Жену Романа быстренько остригли и сослали в монастырь, а ему самому предложили простой выбор – либо лишиться глаз, либо вести под венец Зою. Сомневался он недолго, а так как вскоре после свадьбы Константин VIII скончался, то в Византии появился новый император Роман III Аргир (1028-1034). Как монарх он ничем выдающимся себя не проявил, но это еще полбеды, ведь самое главное, что он не смог удовлетворить пылкие сексуальные фантазии своей венценосной супруги.

Икона (XI) из Айя-Софии

Икона (XI) из Айя-Софии

Но «свято место пусто не бывает» и один честолюбивый дворцовый евнух, по имени Иоанн, представил императрице своего 20-летнего сексапильного брата Михаила. Сердце сластолюбивой Зои моментально было покорено, а молодой любовник хотя и не испытывал к перезрелой мадам сексуального влечения был готов на что угодно ради власти. Роман Аргир, опостылевший обезумевшей от страсти императрице, явно мешал, и от него пришлось избавиться, утопив во время купания в бане. В тот же день на престол взошел новый император Михаил IV Пафлагон (1034-1041), который и стал заказчиком этой мозаики. Однако вскоре выяснилось, что новый император страдает эпилепсией и вряд ли долго протянет. Тогда хитроумный евнух Иоанн, желающий сохранить свое влияние при дворе, убедил императрицу сделать наследником их племянника.

Молодой человек, усыновленный размякшей от страсти Зоей, целовал ей руки и со слезами на глазах клялся в вечной преданности, однако сразу же после смерти дядюшки эпилептика, став императором Михаилом V Калафатом (1041-1042) отплатил «презлым за предоброе». Он подстриг её в монахини, сослал на остров Принкипо (ныне Бюйюкада) и распорядился уничтожить мозаику в храме Святой Софии. Но уже через четыре месяца трехдневный народный мятеж смел узурпатора, которому выкололи глаза, и вызволил матушку-императрицу из заточения. Неутомимая Зоя быстро пришла в себя и в шестьдесят два года вышла замуж в очередной раз. После этого императрица приказала отреставрировать мозаику, на которой её изображение было восстановлено, а место второго супруга занял третий.

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха

Последним мужем Зои стал её старый интимный друг еще с времен Романа Аргира, распутный константинопольский аристократ Константин IX Мономах (1042-1055), переехавший в царские чертоги вместе со своей молодой официальной любовницей. Он изображен на мозаике в головном уборе, получившим название – шапка Мономаха. После заключения мира с Киевской Русью, потерпевшей поражение во время русско-византийской войны (1043), Константин выдал свою дочь замуж за сына Ярослава Мудрого, Всеволода. А эта знаменитая шапка, якобы подаренная им своему внуку, Владимиру Мономаху, как знак царских прав, послужила обоснованием великодержавной концепции «Москва – Третий Рим» и сейчас хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Tweet

Comments on this entry are closed.