По сравнению со всеми другими Принцевыми островами Бургазада производит впечатление едва ли не самого малопосещаемого. Это не совсем так, хотя отсутствие песчаных пляжей и мест для пикников, конечно, ограничивает сюда поток отдыхающих. Тем не менее, многие с удовольствием приезжают на этот остров снова и снова, ведь романтики и впечатлений в этих местах хоть отбавляй. На Бургазада стоит побывать хотя бы для того, чтобы увидеть потрясающий закат солнца у скалы Калпазанкайя. А потягивая горячий чай в одной из локант на острове, можно услышать, как 600-летный платан нашептывает листвой позабытые истории.
Одним из символов Бургазада по праву считается церковь Иоанна Крестителя, который у греков проходит также под титулом «Продромос» (греч. Πρόδρομος — Предтеча). Поскольку рядом имеется святой источник (айазма), турки называют этот храм Ayios İoanis Ayazmos, или просто Aya Yani Kilisesi. Возведение религиозного сооружения на месте подземного узилища, где содержался будущий константинопольский патриарх Мефодий I, приписывается императрице Феодоре, канонизированной за восстановление иконопочитания. А дело было так. В IX веке Византией правил император Феофил (813-842), известный как непримиримый иконоборец. Когда он решил жениться, в Константинополе устроили смотр невест, на который собрали самых красивых девушек со всех провинций. Невест тогда отбирали не в соответствии с пресловутыми «90-60-90», а по росту, размеру головы и длине стопы. Император ходил между рядов кандидаток с золотым яблоком и должен был протянуть его той, на которой собирался жениться. Первоначальный выбор пал на одну благородную красу-девицу, но она оказалась слишком остра на язык, что очень не понравилось жениху. Короче говоря, яблоко досталось менее разговорчивой (но себе на уме) Феодоре. Прожив всю жизнь с ярым иконоборцем, она оставалась верной тайному иконопочитанию и, едва успев дождаться кончины супруга, в компании с освобожденным из подземелья Мефодием отпраздновала «Торжество Православия», которое ознаменовало восстановление иконопочитания в Византийской империи.
Надо сказать, что хорошо образованный Мефодий, отбыв уже один срок за иконопочитание еще при отце Феофила – Михаиле II, получил место при дворе, но снова попал под горячую руку императора после поражения в войне против арабов. Скорый на расправу Феофил посчитал свою военную неудачу виной «идолопоклонников» (иконопочитателей) и, после нанесения тяжких телесных, отправил Мефодия в заточение на Бургазада (тогда остров Антигон). В мрачной темнице, куда не проникал даже солнечный свет, Мефодий томился несколько лет вместе с двумя разбойниками. Когда один из них умер, а его труп стал разлагаться, условия пребывания стали и вовсе невыносимые. Освобождение пришло только после смерти Феофила и уже через год (843) Мефодия избрали Константинопольским патриархом. Свой современный облик церковь Иоанна Крестителя на Бургазада, купол которой виден еще далеко с моря, обрела в 1896 году, когда ее практически полностью восстановили после сильного землетрясения. Как и прежде, 11 ступенек ведут в подземную темницу, где страдал за свои убеждения будущий Константинопольский патриарх.
На самой вершине холма Байрак Тепе на Бургазада находятся руины монастыря, посвященного Святым метаморфозам Христа Спасителя. Строительство этого сооружения относят к временам правления Василия I (867-886) Македонянина. Учитывая «кроткие» византийские нравы, в истории возвышения основателя македонской династии нет, пожалуй, ничего удивительного. Только благодаря своей красивой внешности и физической силе Василий получил место в императорских конюшнях. Здесь он привлек внимание распутника и тирана — императора Михаила III по прозвищу Мефист (Пьяница), который вскоре женил Василия на своей любовнице. Дело кончилось тем, что Василий организовал убийство Михаила и сам занял императорский престол, основав новую династию. Считается, что монастырь возвели на месте, где раньше находился храм Зевса. Издали строения обители выглядели как цитадель, поэтому османы и стали называть остров Бургаз (Burgaz — крепость). В библиотеке монастыря на папирусах хранились древние тексты ряда греческих авторов. Практически весь остров, за исключением садов и виноградников рыбацкого поселка, находился в собственности этой обители. Монастырские земли были даже на азиатской стороне (где сейчас Кадыкёй, Фенербахче и Бостанджи). По одной из легенд именно в этот монастырь сослали узурпатора Романа Лакапина, а позже и его сыновей, восставших против отца. Обитель сохранилась и после падения Константинополя. Разрушить монастырь в 1630 году приказал султан Мурад IV по прозвищу Гази (Gazi – Борец за веру). Греческие источники утверждают, что причиной столь странного решения был навет придворного врача-еврея, который не смог вылечить любимую конкубину Мурада IV. Чтобы отвести от себя праведный гнев султана, хитрый врачеватель заявил, что она была смертельно испугана огромным костром, на котором монахи сжигали чучело Иуды. Небольшую церковь на территории бывшего монастыря, где позже нашли золотые монеты времен императора Алексея I (1081-1118), основателя династии Комнинов, возвели в 1868 году.
Еще один монастырь – Святого Георгия (Aya Yorgi), известный еще как Карипи (Karipi), находится в северной части острова Бургазада. Считается, что название Карипи происходит от арабского слова «гарип», обозначающего бедность, или захудалость, что было связано с простотой построек и интерьера монастыря. По другой версии, Карипи назывался колодец в старом винограднике. Сами турки называют обитель Азынлыклар Манастыры (Azınlıklar Manastırı – монастырь меньшинств). Местная община находилась в подчинении (теперь самого древнего в Греции) монастыря Мега Спилео (Большая Пещера), что на Пелопоннесе. Ремонтом монастыря Карипи в 1776 году озаботилась гильдия владельцев греческих таверн. Разрушенную землетрясением в 1894 году церковь Святого Георгия пришлось, по сути, восстанавливать заново. Последний раз храм сильно пострадал от такого же стихийного бедствия в августе 1999 года. Восстановительные работы завершили только пять лет спустя. В 20-х годах прошлого столетия в обители нашли приют эмигранты из Советской России. В монастырском саду напротив церкви сохранился мраморный памятник неизвестно кому. Сам же храм известен своей «троицей» колоколов.
Карта объектов на острове Бургазада
Просмотреть Истории с острова Бургазада на карте большего размера
Comments on this entry are closed.