«Какое счастье быть турком!»

Мустафа Кемаль Ататюрк

Даже если вы никогда не были в Турции, то наверняка слышали это имя. Тот же, кто уже успел там побывать, конечно, вспомнит многочисленные бюсты и памятники, портреты и плакаты, увековечивающие память этого человека. А сколько учреждений, учебных заведений, улиц и площадей в различных городах Турции названы этим именем, наверное, никто и не сосчитает. Для людей нашего поколения во всем этом есть что-то до боли знакомое и узнаваемое. Мы тоже помним многочисленных истуканов из мрамора, бронзы, гранита, гипса или другого подручного материала, воздвигнутых на улицах и площадях, в скверах и парках городов и поселков, украшающие детские садики, парткомы и столы различных президиумов. Впрочем, некоторые остались на свежем воздухе и до сих пор. И тоже в каждом кабинетике любого руководящего товарища от заплеванного колхозного правления в деревне Распердяево до роскошных кремлевских хором нас встречал лукавый прищур, врезавшийся в память с самыми первыми детскими впечатлениями. Почему же Мустафа Кемаль Ататюрк и сейчас национальная гордость и святыня турецкого народа, а Ильич у нас даже в анекдотах в последнее время упоминаться перестал? Безусловно, это тема для большого и серьезного исследования, но нам кажется, что простое сравнение двух высказываний этих, несомненно, выдающихся исторических деятелей дает в какой-то степени правильный ответ: «Какое счастье быть турком!» и «На Россию мне наплевать, ибо я большевик».

Дом, где родился Ататюрк

Дом, где родился Ататюрк

Человек, который считал, что быть турком — это счастье, родился в 1881 году в городе Салоники (Греция). По отцовской линии Мустафа Кемаль происходит из юрюкского племени Коджаджык, представители которого в XIV–XV веках переселились из Коньи в Македонию. Юный Мустафа, едва достигнув школьного возраста, лишился отца. После этого отношения с матерью у Мустафы Кемаля складывались не совсем просто. Овдовев, она вышла замуж вторично. Личность второго мужа категорически не устраивала сына, и они прекратили отношения, которые восстановились лишь после разрыва матери с отчимом. После окончания школы Мустафа поступил в военное училище. Именно в этом заведении учитель математики добавил к имени Мустафа имя Кемаль (Kemal — совершенство). В возрасте 21 года он становится слушателем Академии Генерального штаба в Стамбуле. Здесь увлекается литературой, особенно поэзией, сам сочиняет стихи. После окончания военной академии Мустафа Кемаль участвует в офицерском движении, которое называло себя “движением младотурок” и стремилось произвести коренные реформы в политической структуре общества.

Мустафа Кемаль-паша при защите Дарданелл

Мустафа Кемаль-паша при защите Дарданелл

Мустафа Кемаль проявил свои военно-стратегические способности на разных фронтах Первой Мировой войны — в Ливии, Сирии и особенно при защите Дарданелл от многочисленных сил англо-французской армии. В 1916 году он получает чин генерала и звание «Паши». Первая Мировая война заканчивается поражением и распадом Османской империи. Страны-победительницы — Англия, Франция, Греция и Италия оккупируют большую часть территории Турции. Именно в это время под руководством Мустафы Кемаля и начинается национально-освободительное движение турецкого народа против оккупантов. За победу над греческими войсками в битве при реке Сакарье (1921 год) ему присваивают чин маршала и титул «Гази» («Победитель»).

Ататюрк за работой

Ататюрк за работой

Война заканчивается в 1923 году победой турецкого народа и провозглашением независимого турецкого государства, а 29 октября 1923 года устанавливается республиканская власть в стране и первым президентом Республики Турция становится Мустафа Кемаль. Это было началом масштабных прогрессивных реформ, в результате которых Турция стала превращаться в светское государство с европейским обликом. Когда в 1935 году был принят закон, обязавший всех граждан Турции взять турецкие фамилии, Кемаль (по просьбе народа) принял фамилию Ататюрк (Отец турок). Мустафа Кемаль Ататюрк, долгое время болевший циррозом печени, скончался 10 ноября 1938 года в 9.05 утра в стамбульском дворце Долмабахче. 21 ноября 1938 года тело Ататюрка было временно предано земле у здания этнографического музея в Анкаре. После завершения строительства мавзолея Аныткабир на одном из холмов Анкары, 10 ноября 1953 года, останки Ататюрка с грандиозной церемонией погребения были перенесены на его последний и вечный погост.

Каждый политический шаг Ататюрка был просчитан. Каждое движение, каждый жест выверен. Он использовал данную ему власть не для получения удовольствий и не тщеславия ради, но как возможность бросить вызов судьбе. Есть мнение, что для достижения своих, несомненно, благородных целей Ататюрк считал, что все средства хороши. Но среди этих «всех средств» у него почему-то отсутствовали поголовные репрессии. Он сумел сделать Турцию светским государством, не прибегая к тотальным запретам. Ислам не подвергался никаким гонениям ни во времена Ататюрка, ни после, хотя сам Ататюрк был атеистом. И атеизм его был демонстративным. Это был политический жест. Ататюрк питал слабость к спиртным напиткам. И тоже демонстративно. Очень часто его поведение было вызовом. Вся его жизнь была революционна.

«Какое счастье быть турком!»

«Какое счастье быть турком!»

Его противники говорят, что Ататюрк был диктатором и объявил вне закона многопартийность, дабы получить абсолютную власть. Да, действительно, Турция его времени была однопартийной. Однако он никогда не был противником многопартийности. Он считал, что все слои общества имеют право и должны высказывать свое мнение. Но не получались тогда политические партии. Да и могли ли они появиться у народа, почти два столетия терпевшего поражение за поражением и утратившего национальное самосознание и гордость. Кстати, национальную гордость народу вернул также Ататюрк. В то время, когда в Европе слово «турок» употреблялось с оттенком пренебрежения, Мустафа Кемаль Ататюрк произнес свою великую фразу: «Не мутлу тюркюм дийене!» (турецк. Ne mutlu türk’üm diyene – Какое счастье быть турком!).

http://www.ataturk.com

Tweet

Comments on this entry are closed.