Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, разжигаемые на высоких точках берега, а затем искусственные сооружения. Известно, что первый маяк построили финикийцы в VII в. до н. э. на берегу современного пролива Дарданеллы. Одно из семи чудес света древнего мира – Александрийский маяк построил Сократ из Книдоса на острове Фарос в 283 г. до н.э. (по этой причине маяк часто называют Фаросским). Это сооружение из белого мрамора высотой 143 м просуществовало около 1,5 тыс. лет. Вдоль береговой линии Турции, длина которой 8344 км, установлено 417 маяков разного размера и назначения. Большинство из этих сооружений, называемых «фенер» (fener – маяк), построили французские инженеры по концессии жалованной в 1855 г. султаном Абдул-Меджидом I. На побережье и островах провинции Стамбул сегодня располагается 37 маяков, 19 из которых обслуживают движение судов на Босфоре. С развитием современных средств навигации значение некоторых маяков начинает ослабевать. По этой причине управление береговой охраны Турции (Kıyı Emniyeti Genel Müdürlüğü, www.coastalsafety.gov.tr), в ведении которого и находятся все эти сооружения, планирует превратить их в туристические объекты (маяки Шиле, Тюркели и Анадолу).
Один из известных маяков в городской черте Стамбула – Ахыркапы (Ahırkapı Deniz Feneri) построен султаном Османом III в 1755 г. как часть укрепления на западном берегу Босфора. Историю маяка связывают с галеоном, идущим с товарами в Египет и севшим на мель в районе Кумкапы. Султан с великим везиром Саит-пашой прибыли на место кораблекрушения понаблюдать, как идут спасательные работы. Чтобы предотвратить подобные происшествия впредь, Осман III дал указание о строительстве навигационной башни главному адмиралу османского флота – Каптан-ы Дерья (Kaptan-ı Derya) Сулейману-паше. Современное здание маяка представляет собой каменную башню высотой 26 м (высота над уровнем моря 36 м), которую возвели французские инженеры в 1857 году.
Comments on this entry are closed.