Зародившийся (сер. VIII- нач. IX) как индивидуальный мистический опыт суфизм к XI в. стал популярным течением в Исламе. Его последователи — дервиши (перс., derviš – бедняк) одевались в грубую одежду из верблюжей шерсти — суф (отсюда их название — суфи), ища спасения в аскетизме и в уходе в себя. Обычно они вели бродячий образ жизни или, объединившись в братства (тарикат), уединялись в своеобразных монастырях (аситане, текке, завийе, рибат). Суфийским учениям присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. В Османской империи параллельно сосуществовало несколько суфийских братств, но только три из них доминируют в религиозной истории турок.
Во-первых, Халветийа, основатель которого Захир ад-дин Умар ал-Халвати (умер ок. 1398) сформулировал свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме и затворничестве. Зенита своего могущества братство достигло при Сулеймане I и Селиме II, когда многие представители высшей администрации оказывали ему всемерную поддержку. Во-вторых, буйное и воинственное братство Бекташийа, опирающиеся на учение Хаджи Бекташ Вели Нишапури Хорасани (1208-1270), дервиша родом из Хоросана, жившего в Анатолии. В период своего становления братство прочно связало себя с движением гази, которое способствовало победе османов. На период руководства братством Балим-Султаном (ум. в 1516) пришёлся наибольший успех пропаганды учения Бекташи среди янычарского корпуса, в котором оно пользовалось исключительным влиянием. Это определило рост политического значения Бекташи в Османской империи. В 1826 г. султан Махмуд II уничтожив янычарский корпус, обрушил репрессии и на Бекташи. Деятельность братства запретили, трёх главных руководителей казнили, многих шейхов и рядовых членов изгнали, обители разрушили, а недвижимое имущество конфисковали.
И, в-третьих, братство Мевлеви. Дервиши Мевлеви известны ещё под именем «крутящиеся дервиши», из-за ритуального танца сема, который они исполняют под аккомпанемент флейты и тамбурина во время религиозных сеансов с целью достижения состояния экзальтации. Дервиши ордена Мевлеви, претендовали на роль продолжателей учения поэта-мистика Джалаледдина Мухаммеда Руми — Мевляна (перс., Mevlâna – наш проводник), умершего в г. Конья (1273). Братство, рекрутировавшее своих членов из элитных и образованных кругов общества, пользовалось таким авторитетом, что его членов порой даже приглашали на церемонию опоясывания мечом. Суфийские учения оказали серьёзное влияние не только на религиозное мировоззрение турецкого народа, но и на развитие его культуры, музыки и особенно литературы. Официально суфизм запрещён в Турецкой Республике указом Ататюрка в 1925 г.
Comments on this entry are closed.