На архитектурный облик столицы трех империй огромное влияние оказали работы армянских придворных архитекторов из династии Бальян. На протяжении полутора столетий они возводили здесь дворцы, виллы, павильоны, мечети, церкви и различные общественные здания. Основателем династии считается мастер Меремметчи Бали Калфа (?-1725) из Карамана, который перебрался в Стамбул и после своей смерти оставил сыну Магару должность архитектора при султанском дворе. Из-за авантюрного склада характера Мимар Магар (mimar — архитектор) вскоре угодил в ссылку в восточную Анатолию. Здесь у него появилось достаточно времени, чтобы передать накопленные знания своему сыну — Крикору Амира (1764-1831), прежде чем снова вернуться в Стамбул.
Крикор занял при дворе место отца, прослужил при четырех султанах и стал первым членом семьи, который уже именовался Бальян. Он получил лицензию от султана Абдул-Гамида I (1774-1787), затем стал неофициальным советником Селима III (1789-1807), а после непродолжительного правления Мустафы IV (1807-1808), накоротке общался с Махмудом II (1808-1839) что, впрочем, не помешало последнему отправить зодчего в ссылку в Кайсери. После монаршего прощения пришла пора передавать дела юному и неопытному сыну – Карапету Амира (1800-1866). Среди работ Крикора особо выделялись дворец Чираган и казармы Селимие (позже сожженные янычарами), комплекс Айналы Кавак, мечеть Топхане Нусретие, фабрика Фесхане. Вместе с Крикором работал его младший брат Сенекерим (1768-1833). Его имя теперь упоминается только в связи со строительством башни Баязида, первая деревянная версия которой, построенная Крикором, сгорела дотла.
Из-за недостатка опыта на первых порах юный Карапет делил место архитектора со своим приемным дядей. Новый член династии Бальян работал во времена правления султанов Махмуда II, Абдул-Меджида I (1839-1861) и Абдул-Азиза (1861-1876), построив большое количество сооружений, самым известным из которых стал дворец Долмабахче. Над этим архитектурным творением Карапет трудился вместе со своим сыном Никогосом (1826-1858). А вот дворец Бейлербей проектировал уже с двумя другими сыновьями – Саркисом (1835-1899) и Акопом (1838-1875). Помимо этого талантливый зодчий создал такие архитектурные шедевры, как новый дворец Чираган, мечеть Ортакёй, мавзолей султана Махмуда II.
Братья Никогос и Саркис Бальян вместе учились архитектуре в парижском колледже, но из-за болезни старшего – Никогоса — вернулись в Стамбул. Здесь Никогос стал советником по искусству при султане Абдул-Меджиде I и основал школу местных архитекторов, где обучал их западной технике строительства. Смерть оборвала творчество этого талантливого зодчего, оставившего после себя павильон Ыхламур, мечеть Долмабахче и дворец Гёксу, в возрасте 32 лет. Саркис Бальян (1835-1899) прошел обучение в Академии художеств. Вернувшись в Стамбул, он включился в работу над дворцом Бейлербей. После смерти отца одной из больших самостоятельных работ Саркиса стало восстановление дворца Адиле Султан. Члены знаменитой династии зодчих покоятся на армянском кладбище в Багларбаши (Юскюдар).
Comments on this entry are closed.