Высший нравственный и эстетический авторитет британцев доктор Самюэль Джонсон (1709-1784) в беседе со своим другом как-то сказал: …when a man is tired of London, he is tired of life («…когда человек устал от Лондона, он устал от жизни»). Знаменитый писатель, критик и лексикограф упомянул Лондон, наверное, потому, что просто не знал Стамбула. А, впрочем, пожалуй, он был прав – ведь от Стамбула невозможно устать. Этот город каждый раз открывается путешественнику своей новой гранью. Например, поездка в столицу трех империй будет неполной, если в программе экскурсий не значится посещение музея Карийе, что в семте Эдирнекапы. Этот музей, размещённый в древней церкви Христа Спасителя в Хоре, не зря включен в «10 ключевых достопримечательностей» Стамбула. Как известно, главное сокровище здесь даже не архитектура, а мозаики и фрески, украшающие храм.
Начинающиеся уже в эсонартексе (внутренний вестибюль) мозаичные изображения в основном посвящены четырем темам, представленным в более или менее хронологическом порядке. Это генеалогия Христа, рождение и детство Христа, жизнь Богоматери (из апокрифических Евангелий) и пастырское служение Христа. Конечно, есть и мозаики тематически не попадающие в эти группы. Так например, над входом в неф изображён Феодор Метохит — великий логофет (первый министр и главный казначей) при дворе императора Андроника II (1282-1328). Этот литератор и философ, украсивший на свои средства древнюю монастырскую церковь, подносит восседающему на троне Иисусу Христу восстановленный храм. На фрагменте мозаики знаменитого Деисуса у ног Богоматери изображен в молитвенной позе Исаак I Комнин (1057-1059), а в правой части композиции помещена фигура монахини Мелании, основательницы церкви Св. Марии Монгольской. Фрески, украшающие параклисий, в стенах которого расположены глубокие ниши для гробниц (аркасолии), связаны с темой смерти и загробной жизни. В конхе апсиды капеллы «Сошествие в ад», а в центральном плоском своде, на почти черном фоне, огромная композиция Страшного суда, полная философской глубины и впечатляющей силы.
В соседнем с музеем здании, османском особняке XIX века, располагается бутик-отель Kariye [Kariye Camii Sok. No: 6, Edirnekapı, тел. (212) 534 84 14, www. kariyeotel.com]. Собственно сам отель, на фоне многочисленных в Стамбуле мест коллективного размещения, выглядит обычным середнячком (не более того). Поселиться здесь стоит, например, в том случае, если хочется не только избежать давки и суматохи туристического центра города, но и детально ознакомиться с достопримечательностями, расположенными в северо-западной части округа Фатих и прилагающих семтах: северная часть стен Феодосия, дворец Текфур, мечеть Михримах, руины императорского дворца Влахерны, мечеть Айваз Эфенди и т.д.
Основной особенностью отеля стал, конечно, ресторан Asitane [тел. (212) 635 79 97, www.asitanerestaurant.com], открытый для посетителей в 1991 г. и работающий ежедневно с 11.00 до полуночи. Его название можно перевести с фарси как «главные ворота», кроме того, оно совпадает с одним из исторических имен Стамбула. Заведение славится своей аутентичной османской кухней, включая не только ингредиенты, но и методы приготовления блюд, а также используемые приправы и специи. Шеф-повар Asitane преуспел в том, что сумел собрать и воссоздать около 200 кулинарных секретов, используемых на султанских кухнях дворца Топкапы и дворца Долмабахче, а, кроме того, примерно еще столько же оригинальных рецептов времен Османской империи. Говорят, что ужин в Asitane похож на экскурсию по турецкой кулинарной истории. Традиционное меню ресторана, как расписание, меняется на летний и зимний период. Кроме того, специальное меню предусматривается на время священного месяца Рамазан. Напротив некоторых блюд в меню указывается примерная дата рецептуры. Так, миндальный бульон – «бадем чорбасы» (Badem Çorbası) и фаршированная дыня – «кавун долмасы» (Kavun Dolması) датируются 1539 годом, кёфте из печени – «джигер кёфтеси» (Ciger Köftesi) – 1695, а кебаб из цыпленка с кислой, краснокочанной капустой – «кырма тавук кебабы» (Kırma Tavuk Kebabı) – 1471 годом. Несколько смущает в меню обилие ликеро-водочной продукции. Возможно, ее употребление позволяет посетителю Asitane в полной мере ощутить себя если уж не султаном, то, по крайней мере, одним из его заморских гостей.
Comments on this entry are closed.