Главной особенностью, привлекающей внимание к шестикупольной мечети Пийале-паши, стал её своеобразный архитектурный стиль, выделяющий это сооружение из всех стамбульских мечетей классического периода. Большой молитвенный зал (30,5х20 м) мечети перекрыт одинаковыми (диаметр 9 м) кирпичными куполами расположенными двумя параллельными рядами (по три в каждом). Внутрь мечети Пийале-паши ведут два входа, расположенные по обеим сторонам единственного минарета, беспрецедентно вырастающего прямо из середины широкой фасадной стены здания. Интерьер светлого (с четырьмя рядами окон различных форм и размеров) и просторного молитвенного зала мечети с двумя колоннами в центре украшает широкий изразцовый фриз, опоясывающий его между вторым и третьим рядами окон. Эти сине-белые изразцы изготовлены в прославленных мастерских Изника и украшены сурами из Корана превосходно выполненными каллиграфом Черкез Хасан Челеби (Çerkez Hasan Çelebi).
Не смотря на то, что мечеть Пийале-паши, считается принадлежащей к творческому наследию Синана, в ней явно прослеживаются архитектурные черты в большей степени свойственные османским многокупольным мечетям раннего периода. Например, таким как Старая мечеть (Eski Camii) в Эдирне или мечеть Улу (Ulu Camii) в Бурсе. Обычно Синан, продолжая традиции византийских зодчих, стремился к созданию огромных центральных куполов. В его лучших работах (мечеть Наследника (1543–1548), мечеть Сулейманийе (1549–1557), мечеть Селимие (1566–1574) в Эдирне) центральный купол опирается на большие конхи, а вертикальная устремленность стоящих рядом минаретов гармонирует со стрельчатыми арками, украшающими здание. Остается только гадать, была ли мечеть Пийале-паши своеобразным творческим экспериментом великого мастера или в этом проекте он просто консультировал своего безвестного коллегу, подражавшего старинным традициям. Мечеть, сооруженная в 1573 году на средства каптан-паши (адмирал флота) Мехмеда Пийале-паши (1553-1577 гг.), входила в состав большого благотворительного религиозного комплекса — кюллие, построенного в портовом районе города Касымпаша (Kasımpaşa), известного в то время своим арсеналом и корабельными верфями, одними из самых больших в Европе XVI-XVII веков. Отсюда, наверное, и другое, менее распространенное название мечети — мечеть Терсане (tersane — судоверфь). Благотворительный комплекс, помимо благополучно дошедших до нашего времени мечети и восьмигранного мавзолея – тюрбе, включал в себя ещё религиозное училище (медресе), общественные бани (хамам) и обитель дервишей (текке).
Инициатор и спонсор строительства этого кюллие Мехмед Пийале-паша принадлежал к числу так называемых капы куллары (осм. kapı kulları – личный невольник султана). Он родился в маленькой хорватской деревушке Виганй (Viganj) на полуострове Пельешац (Pelješac). Мальчиком, попав согласно закону о девширме (осм. devşirme – «набор», система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве капы куллары) в дворцовую школу, размещенную в Эндерун Авлусу (Третий двор дворца Топкапы), он вышел из неё с титулом капыджи-баши (приближенный султана, использующийся для выполнения особых государственных и личных поручений) и получил должность санджак-бея (sanjakbey – правитель санджака, административной части вилайета) Галлиполи. В 1553 году султан Сулейман I (1520-1566 гг.) назначает Мехмед Пийале-пашу каптан-пашой, т.е. главнокомандующим всем флотом Османской империи.
Действуя совместно с находящимся на службе у султана отважным мусульманским корсаром Тургут Реисом новый каптан-паша одержал немало славных побед над «гяурами» (gavur – неверующий; у исповедующих Ислам презрительное название всех немусульман) на просторах Средиземного моря. Это и захват островов Эльба и Корсика (1544 г.), и опустошительные набеги на побережья Италии и Испании (1558 г.) и полный разгром флота Священной лиги у острова Джерба (1560 г.), рядом с побережьем Туниса. Особенно важной стала победа в битве у острова Джерба, которая на целое десятилетие (до битвы при Лепанто в 1571 году) сделала османов и мусульманских корсаров практически полными хозяевами Средиземного моря. Эскадрам Пийале-паши и Тургут Реиса (86 галер и галеотов) в этом сражении противостояла объединенная эскадра (54 галеры и 66 других судов) Священной Лиги (Испания, Папская область, Венеция, Генуя, герцогство Савойя, рыцари ордена Св. Иоанна) под командованием Джованни Андреа Дориа (Венеция), Жана де Ла Герда (Испания) и Дона Алваро де Санде (Испания). Сражение закончилось полным разгромом объединенной эскадры (30 галер потоплено, 9000 убитых) и бегством Джованни Андреа Дориа, а Пийале-пашу с пятью тысячами пленных, среди которых был и Дон Алваро де Санде, встретили в Стамбуле ликующие толпы.
Довольный Сулейман I осыпал победоносного каптан-пашу милостями и отдал ему в жены свою внучку Гевхерхан Султан (Gevherhan Sultan), дочь будущего султана Селима II (1566-1574 гг.). Это, через пять лет, наверное, помогло Пийале-паше избежать опасных для жизни крайностей высочайшего гнева, после неудачного штурма Мальты. В 1565 году Сулейман I принял решение овладеть крепостью на этом острове, принадлежащей рыцарям ордена Св. Иоанна — Мальтийским рыцарям. Однако несколько месяцев штурма хорошо укрепленной цитадели многочисленным мусульманским войском (более 30 000 чел.) под командой адмирала Пийале-паши, военачальника Лала Кара Мустафа-паши (Lala Kara Mustafa Paşa) и неистового Тургут Реиса, нашедшего свою гибель под стенами форта Сент-Эльм, окончились неудачей и огромными потерями. К счастью для уцелевших главнокомандующих султан милостиво объяснил поражение тем, что не он лично командовал войсками, осаждавшими Мальту, мудро заметив: «Только со мной мои воины могут познать радость победы!». Но через год Сулейман I умер, а Пийале-паша и Лала Кара Мустафа-паша завоевав (1570-1571 гг.) для Османской империи остров Кипр убедительно показали, что и под их командованием можно «познать радость победы». Правда, командование флотом в этой военной кампании беспутный султан Селим II по прозвищу Сархош (Sarhoş — Пьяница) поручил новому каптан-паше Мюэззинзаде Али-паше (Müezzinzade Ali Paşa) который, по отзывам современников никогда в своей жизни не управлял даже лодкой. Поэтому подлинным командующим османским флотом оставался Мехмед Пийале-паша, уже получивший к этому времени (1568 г.) высокий титул везира. Последней военно-морской операцией, в которой непосредственно принял личное участие Пийале-паша, стала высадка османского десанта (1573 г.) на побережье Апулии — самого восточного региона Италии. В 1578 году отважный османский адмирал и храбрый военачальник, много раз, смотревший в глаза смерти среди морских пучин и кровопролитных сражений, мирно скончался дома и навечно обрел свою последнюю тихую гавань в тюрбе рядом с мечетью Пийале-паши.
Büyük Piyale Paşa Camii
- Kasımpaşa Zincirlikuyu Cad., No:252,
- Kaptanpaşa Mah., Beyoğlu
Местоположение на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.