Первым официальным представителем голландской Республики Семи Объединённых Нижних Земель (нидерл. Republiek der Zeven Verenigde Nederlanden) в Османской империи стал достопочтенный Корнелиус Хага, прибывший в Стамбул в 1612 году. Его основной целью было установление официальных дипломатических отношений с Высокой Портой и заключение договора о торговых отношениях. Не смотря на злонамеренные происки со стороны венецианского и французского послов, видевших в напористых голландцах своих торговых конкурентов, предприимчивый Корнелиус, прожив в Стамбуле до 1639 года, не только заложил основы дипломатических отношений между двумя странами, но и основал консульства в самых важных портах и торговых центрах Османской империи. Занятый множеством различных дел он не озаботился обустройством посольской резиденции и просто арендовал для посольства особнячок в Пера. В 1675 году этот дом, вместе с прилегающим к нему большим садом, выкупило правительство голландской Республики. Правда, уже в 1690 году здание посольства, получившее по-восточному пышное название – «Дворец Голландии» (Hollanda Sarayı), сгорело во время пожара. Вообще-то пожары в Пера в те давние времена вспыхивали довольно регулярно, иногда уничтожая в своем беспощадном пламени целые кварталы деревянных строений. Не стало исключением и здание посольства Нидерландов, несколько раз в течении XVII-XIX веков возводимое заново и снова сгоравшее во время очередного разгула огненной стихии. Единственное сооружение на территории посольства, уцелевшее в этих катаклизмах с 1711 года вплоть до наших дней – сложенное из массивных каменных блоков небольшое здание в саду. Первоначально построенное то ли как хозяйственный склад, то ли как гауптвахта, оно впоследствии стало использоваться для проведения скромных протестантских богослужений голландского землячества и получило название «Голландской часовни». Сейчас в этом здании проходят воскресные службы протестантской церкви Унион.

Прижимистое правительство Нидерландов с очень большой неохотой выделяло средства на новое строительство и после очередного пожара в 1831 году в течении последующих 25-ти лет посольство ютилось в примитивном деревянном бараке, вызывавшем лишь снисходительные ухмылки у дипломатов других европейских государств. Активным инициатором строительства здания посольства, подобающего статусу Объединённого королевства Нидерланды (нидерл. Verenigd Koninkrijk der Nederlanden), родины предприимчивых купцов и отважных мореплавателей, стал новый честолюбивый посол — граф Юлиус ван Зуйлен ван Нийевелт (Julius van Zuylen van Nijevelt), назначенный на эту должность в 1854 году. Энергичный граф после двух лет многочисленных бюрократических согласований и переговоров, посвященных финансированию проекта, выбору архитектора и планам строительства, в 1856 году наконец-то получил разрешение от Гааги на строительство нового здания посольства.

Главным архитектором проекта он выбрал итальянца Джованни Барборини (Giovanni Battista Barborini, 1820-1891). Сначала договор планировалось заключить с наиболее популярными в то время в Стамбуле архитекторами, итальянцами из Швейцарии, братьями Гаспаром и Джузеппе Фоссати. Старший из них, Гаспар, начал свою карьеру в Петербурге, где он удостоился звания действительного члена Российской Академии Художеств. По поручению царского двора Гаспар Фоссати в 1836 году прибыл в Стамбул для строительства нового здания посольства России. После окончания строительства, официально числясь при русском посольстве, он ещё много лет проработал в Стамбуле и даже руководил реставрационными работами в мечети Айя-София. Но, скорее всего, стоимость услуг архитекторов Фоссати не вписывалась в смету затрат, тесные рамки которой ограничивали желания графа Юлиуса, что и привело его к предпочтению проекта предложенного Барборини.

Дворец Голландии
Дворец Голландии

Художник и архитектор Джованни Баттиста Барборини, родился в маленьком итальянском местечке Кортемагджоре. Он принимал активное участие в борьбе за независимость и в первой освободительной войне (1848 г.) против австрийского господства в Италии, а после победы австрийцев покинув родину, в 1849 году перебрался в Стамбул. Сюда, после начала так называемой «вестернизации» Османской империи, провозглашенной султаном Махмудом II (1808—1839), приезжали многие представители европейской творческой интеллигенции, надеясь здесь не только воплотиться в жизнь свои созидательные идеи, но и заработать неплохие деньги. В Стамбуле Барборини некоторое время работал у братьев Фоссати, что, наверное, и сыграло немаловажную роль в решении Юлиуса ван Зуйлена ван Нийевелта назначить его главным архитектором. Причем некоторые исследователи даже считают, что в качестве основы проекта здания посольства Джованни Барборини использовал один из рабочих набросков знаменитых братьев Фоссати.

Строительство нового «Дворца Голландии» успешно завершилось в 1859 году. Он получился выполненным в несколько необычном для Стамбула классическом голландском колониальном стиле и снаружи очень сильно напоминает усадьбы зажиточных буров в Южной Африке. Северный двухэтажный фасад здания увенчан гербом королевства Нидерландов, на котором два льва-щитодержателя, опираются на лазоревую ленту с девизом королевской династии Оранских «Je maintendrai» («Я буду владеть»). Такой же герб украшает и металлическую решетку ворот, выходящих на улицу Истикляль. Сейчас в «Дворце Голландии» размещается уже не посольство (перебравшееся в 1945 году в Анкару), а генеральное консульство королевства Нидерланды в Стамбуле (Hollanda İstanbul Başkonsolosluğu).

Hollanda Sarayı (Hollanda İstanbul Başkonsolosluğu)

  • İstiklal Cad., No: 197, Tomtom Mah., Beyoğlu
  • тел. (212) 393 21 21, факс (212) 292 50 31
  • www.nl.org.tr

Местоположение на Карте достопримечательностей

Tweet

Comments on this entry are closed.