В Оружейной палате Московского Кремля хранится богатое конское убранство, все предметы которого выполнены из золота и украшены алмазами, рубинами и изумрудами. Этот подарок императрице Екатерине II по случаю заключения Ясского мира сделал султан Селим III. А передал сей драгоценный дар Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который задолго до того как стать фельдмаршалом, проявил себя и как блестящий дипломат. Императрица назначила Кутузова посланником в Турцию, принимая во внимание его широкий кругозор, тонкий ум, редкий такт, умение находить общий язык с разными людьми, но самое главное, прирожденную хитрость. К тому времени, по совету своего бывшего начальника, легендарного Суворова, Кутузов успел выучить турецкий язык.
Прибыв в Стамбул, Михаил Илларионович покорил буквально всех. Используя где деньги, где компромат, где личное обаяние, он довольно быстро выполнил все поручения императрицы: французы получили строгий приказ покинуть Стамбул, враждебно настроенный по отношению к России молдавский господарь Мурузи был смещен, а безопасное плавание русских купеческих кораблей было гарантировано. Вот только переговоры по определению размеров пошлин за проход через проливы Босфор и Дарданеллы окончательно зашли в тупик.
И тут Кутузов вспомнил восточную притчу о том, что выбирая между деньгами, властью и умением нравиться женщинам, следует остановиться на последнем, чтобы затем получить все остальное. Кстати, будущий светлейший князь пользовался небывалым успехом у женщин и был столь неуемен по этой части, что даже брал с собой на войну в обоз несколько дворовых девок. Спаситель Отечества решил действовать через Валиде Султан (мать правящего султана) и его «любимую жену» — «баш хасеки» (baş haseki), которые должны были стать тайными рычагами влияния на Селима III. Ворвавшись как-то на коне в парк Гюльхане, где прогуливался султанский гарем, Кутузов осыпал всех женщин драгоценными подарками. Не забыл он и про евнухов, которые набили свои карманы пригоршнями серебряных рублей. При этом русский посланник разливался соловьем, оделив каждую из дам пышными восточными комплиментами. В общем, женская половина дворца осталась очарована одноглазым ловеласом.
Сей дерзкий поступок мог кончиться весьма печально, но коррумпированные евнухи «включили дурака», заявив, что Кутуз-паша – главный евнух российской императрицы, поскольку всем известно, что тот одноглаз (намек на Григория Потемкина). Позиция Селима III, оценившего находчивость посланника, смягчилась, и Кутузов добился на переговорах приемлемых для России условий. Вскоре после этого султан и прислал свой подарок, хранящийся ныне в Оружейной Палате.
Comments on this entry are closed.