Мемориальный религиозный комплекс царя Антиоха I Коммагенского, часто называемый «восьмым чудом света», представляет собой высокий искусственный холм с гигантскими скульптурами богов на каменных террасах. В 1987 г. сооружения на горе Немрут внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни гору Немрут окружает пустынная местность, а две тысячи лет назад здесь была богатая плодородная долина, раскинувшаяся у подножия Тавра. Тогда между Киликией и долиной Евфрата, на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, располагалось маленькое царство Коммагена. Оно издавна привлекало правителей великих держав: к югу и востоку от него простиралась Парфия, к северу – Каппадокия и Армения, находившиеся тогда под протекторатом Римской империи. История небольшого Коммагенского царства не отмечена значительными событиями, хотя его правителям на протяжении двух веков удавалось удерживать независимость. Лишь в 72 г. император Веспасиан окончательно присоединил эти земли к Риму, а бывшую столицу Коммагены – Самосату, названную в честь царя Самоса (130 г. до н.э.-100 г. до н.э.), римляне переименовали во Флавию.
Провинция Коммагена отделилась от державы Селевкидов в середине II в. до н. э., а первым царем стал местный сатрап Птолемей (163 г. до н.э.-130 г. до н.э.) Правители иранского происхождения, числящие среди своих предков Дария I, не скрывали своих тесных родственных связей и с династией Селевкидов. Как и многие другие крохотные царства в Малой Азии Коммагена была «плавильным горшком» народов Востока и Запада с разными культурами и обычаями, и говорящими на разных языках. Семейные и кровные узы часто оказывались важнее принадлежности к единому народу Коммагены. Царь Митридат I (100 г. до н.э.-69 г. до н.э.) сумел изменить эту ситуацию. В память о предках он организовал ежегодное проведение Олимпийских игр, в которых участвовал сам и одержал немало побед. За спортивные результаты Митридат получил почетное имя Каллиникос (греч. Кαλλίνικος – тот, кто побеждает красиво). Впрочем, расцвет Коммагены пришелся на царствование его сына – Антиоха I (69 г. до н.э.-40 г. до н.э.), который сумел в 64 г. до н.э. заключить с римлянами договор о ненападении и о защите границ царства от парфян.
Антиох считал себя потомком Александра Македонского со стороны матери, а по отцу вел происхождение от династии Ахеменидов. Объединяя западные (древнегреческие) и восточные (персидские) мировоззрения, он попытался создать новую религию и распространить ее по всему миру. Центром этой религии должна была стать гора Немрут, на вершине которой царь приказал построить величественный ритуальный комплекс. После смерти Антиоха I строительство этого сооружения остановилось, а грандиозные планы великого правителя похоронили вместе с их создателем.
Мавзолей-святилище
Святилище находится на самой вершине горы Немрут, название которой, очевидно, восходит к Ветхому Завету, где под этим именем фигурирует внук Хама, могущественный богатырь-охотник Нимрод (Нимруд), основавший впоследствии великое царство. В мифологии этот персонаж представляется возмутителем народа против Бога. По преданию, именно он руководил сооружением Вавилонской башни, которую постигла божья кара. Этот же идолопоклонник пытался сжечь праотца Авраама, который избрал себе единого Бога. Правда, изображений Нимрода на террасах Коммагенского мемориала царя Антиоха почему-то нет.
Немецкий инженер Карл Сестер обнаружил «восьмое чудо света», не фигурирующее в «Географии» Страбона, в 1881 г. Научные изыскания начались здесь лишь в начале 1990-х гг. На вершине горы Немрут (2134 м) в скальном грунте вырезаны три огромные террасы (с восточной, западной и северной стороны), на которых разместились огромные статуи богов (8-10 м) и стелы с барельефами. Венцом композиции стал рукотворный холм высотой 49 м и диаметром 152 м в виде правильного конуса из мелкой гальки. Конус этот виден издалека, в то время как само святилище открывается только при достижении вершины горы. Возможно, что под этим насыпным холмом сокрыто погребение Антиоха, но поиски могилы царя успехом пока не увенчались.
На восточной террасе, представлен ряд огромных сидящих статуй, среди них бог Солнца, названный именами четырех богов (Аполлон-Митра-Гелиос-Гермес), богиня судьбы Тихе (богиня земли Коммаген), бог-громовержец (Зевс-Агур-Мазда), сам царь Антиох I и известный своими подвигами Геракл (Артагн-Арес). Эти имена объединяют богов греческого и персидского пантеонов. С тыльной стороны фигур нанесен длинный текст на греческом языке, где, в частности, говорится: «Я, Антиох, возвел это святилище, чтобы прославить себя и моих богов…». Далее из текста следует, что правитель принес в дар святилищу часть царских земель, привел туда жрецов и музыкантов и повелел, чтобы отныне там совершались торжественные церемонии в честь рождения и восшествия на престол царя Коммагены и в каждую декаду месяца. Текст также описывает торжественный ритуал, который должен был совершаться по установленным дням. Имя Антиоха везде стоит наравне с богами, так как этим он подчеркивал не только свое царственное величие, но и близость богам.
Слева и справа располагаются стелы с барельефами предков Антиоха с персидской (от Дария I) и греческой линии (от Александра Македонского). Гигантские статуи несут на себе следы разрушений, вероятно, последовавших в результате землетрясений, а также естественной эрозии. Все сидящие фигуры восточной террасы выложены из массивных каменных блоков. У края террасы перед ними сохранилось основание персидского алтаря, бывшего культовым центром святилища, к которому ведут высокие ступени. У подножия его сидит лев-страж с открытой пастью. Головы каменных исполинов стоят внизу, среди них – изображения Геракла и Антиоха, причем голову царя венчает высокая персидская корона-тиара – знак принадлежности к династии Ахеменидов.
На западной террасе сохранились головы Зевса, Геракла, богини Тихе, царя Антиоха, а также статуи стражей – льва и орла. Ярусом выше стоящих голов расположены барельефы, тема которых – приветствие богов царем Митридатом I. Первый, так называемый «львиный», гороскоп нашли на западной террасе святилища в 1882 г. На одном из рельефов обнаружили изображение льва с разбросанными по телу животного и вокруг него девятнадцатью шестнадцати- и восьмиконечными звездами. Их положение соответствовало трем планетам — Юпитеру, Марсу и Меркурию, что позволило ученым датировать гороскоп 7 июлем 62 г. Возможно, эта дата связана с началом сооружения святилища.
Северная терраса, соединяя восточную и западную, была местом сбора во время церемоний. Возможно, она предназначалась для нового царя Коммагены, но работы на ней прекратили сразу после смерти Антиоха I.
Важно! Туры из Адыямана (Кяхты) приурочены к встрече на горе Немрут либо рассвета, либо заката. В экскурсии, организованные из Малатьи, входит как утренняя, так и вечерняя зорька на вершине (после ночевки в близлежащем отеле). Лучшее время для посещений — июнь-август.
Comments on this entry are closed.