Городище столицы древнего хеттского царства Хаттуса (Hattusa), или Хаттушаш, расположено у современной деревни Богазкале, ранее называемой Боказкёй. В самой деревне есть небольшой музей (работает со вторника до воскресенья с 08.00 до 17.00), основную часть экспозиции которого составляют археологические находки. Пробные раскопки проводились в этих местах еще в конце XIX в., но только в 1906 г. немецкий ученый-востоковед Хуго Винклер прочел глиняную табличку с аккадской клинописью: «Договор Рамзеса, возлюбленного Амоном, великого царя страны Египетской, героя, с Хаттусили, великим царем, правителем страны хеттов, своим братом…». Во все времена подлинники подобных документов хранились только в столичных архивах.
Хетты переняли от культур Малой Азии и Междуречья очень многое: письменность, религиозные верования и мифы, законы, обычаи. Даже свое имя они заимствовали от хатти — более древнего народа, населявшего центральные области полуострова Малая Азия. Да и свою столицу примерно в 1600 г. до н.э. хетты перенесли на новое место, где еще с III тыс. до н.э. находилось поселение тех же хатти. Хаттуса располагалась в горах среди скал и ущелий, представлявших собой естественное укрепление, заметно отличаясь от других древневосточных городов. Археологи считают ее одним из самых неприступных поселений Древнего Востока. Город окружали мощные оборонительные укрепления, причем стены, высотой 6 м, а шириной до 8 м, простирались на 6,5 км. В 2006 г. в честь 100-й годовщины начала раскопок ученые восстановили 65-м участок этих стен. Информацию о них археологи собирали с хеттских табличек, а также с осколков керамики с изображением этого сооружения. Размеры уцелевших оригинальных кирпичей составляют 45x45x10 см. В ходе реконструкции археологи традиционным способом изготовили около 64 тыс. таких кирпичей массой 34 кг каждый, использовав при этом 2400 т глины, 100 т соломы и 1500 т воды.
Когда начались раскопки, археологов удивило, что им почти не встречались предметы из золота и серебра, украшения из драгоценных камней, статуи. Складывалось впечатление, что город планомерно эвакуировали, а сожженные здания были пусты еще до пожара. За четыре с половиной века своей истории хеттское царство не проиграло ни одного противоборства. Лишь в последний период существования державы (1265-1200 гг. до н.э.) хетты уступили часть своей территории мощной Ассирии. Ученые считают, что в конце ХIII в до н. э. распри в царской семье обострил голод, начавшийся в северных районах страны, а набеги племен, живших в горах, еще более усугубили ситуацию. И, наконец, из-за массового переселения народов в конце бронзового века изменились торговые пути. Начавшийся распад империи уже нельзя было остановить. И хеттский царь с подданными покинул столицу. Цветущая страна превратилась в пустыню вплоть до становления Фригийского царства (VIII в до н. э.). В 1986 г. Хаттусу включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По городу
Прямо от входа на территорию Нижнего города Хаттусы виден Бюйюк Мабет (Büyük Mabet – большой храм), построенный XIV в. до н.э. и разрушенный примерно в 1200 г. до н.э. Все постройки города меркли на фоне этого крупнейшего (65х42 м) храма Бога Грозы Тешуба и Богини Солнца Хепату — двух главных божеств хеттского пантеона. Считается, что план этого святилища, как и весь план Хаттусы, выдает любопытное своеобразие хеттской архитектуры – не только город, но и отдельные здания, возведены совершенно асимметрично. Даже главный вход в храм расположен не посредине одной из стен, а смещен в сторону. Слева от него находились служебные помещения храма и зеленый кубоподобный камень, предположительно один из двух в мире, подаренный хеттам фараоном Рамзесом II после подписания мирного договора. В отличие от греческих храмов, в хеттском были окна, и днем он освещался солнечным светом. Возможно, хетты поклонялись своим богам на открытом воздухе, а молиться в полумраке у них было не принято. Вокруг здания храма располагались хранилища, где обнаружили огромные емкости с глиной и много табличек с клинописью.
Примерно через 350 м после храма дорожка раздваивается. Направо вверх по крутому склону она ведет в Верхний город, мимо Йенидже Кале (Yenice Kale – досл. довольно новая крепость) к воротам Асланлы Капы. Естественное скальное образование, высотой 30 м, хеттские инженеры искусно преобразовали в многоярусные укрепления. На вершине Йенидже Кале сохранилась площадка (25х28 м) с небольшой цистерной и остатками стен. Свое название Асланлы Капы (Aslanlı Kapı – Львиные Ворота) получили из-за двух статуй львов, причем правый сохранился почти целиком, левый же сильно поврежден. Считается, что своими открытыми пастями львы отгоняли от города злые силы.
Далее дорожка ведет к самым южным воротам в оборонительных стенах Хаттусы – Йер, или Сфенксли Капы (Yer – земляные, Sfenksli Kapı – ворота сфинкса). По обеим сторонам от ворот стояло по паре каменных сфинксов, два из которых теперь попали в музеи Берлина и Стамбула, а из второй пары остался только один, да и тот сохранился весьма скверно. От этих ворот через рукотворный холм туннель (70 м) вел за городские стены. Двигаясь дальше на север, слева, по ходу движения, видны остатки фундаментов храмов Верхнего города. Восточный ворота – Крал Капы (Kral Kapı – королевские ворота) названы так, скорее всего, по ошибке. Хотя вырезанная на колонне фигура, вооруженная топором и мечом, выглядит вполне по-царски, но изображает, скорее всего, хеттского бога войны Шарруму, защищающего город. Оригинал барельефа сейчас хранится в музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Вниз по склону в Нижний город дорога идет к Нишанташ (nişan – знак, символ, taş – камень) – скале с вырезанными на ней длинными (8,5 м) одиннадцатью строками лувийских иероглифов, которые относят к временам правления последнего царя хеттов Суппилулиума II (1215-1200 г. до н.э.). Свернув от Нишанташа направо можно попасть к раскопкам Гюней Кале (Güney Kale – южная крепость) и, как предполагают, к царским захоронениям, с хорошо сохранившимся рельефами и лувийскими надписями. Слева от Нишанташа виден Сары Кале (Sarı Kale – желтая крепость) – фригийский форт, построенный примерно в 700 г. до н.э. на месте укреплений хеттов.
Примерно в 200 м от Нишанташа на север лежат руины Бюйюк Кале (Büyük Kale – большая крепость), которая была идеальным местом для царской резиденции: относительно ровная поверхность плато размерами 250х140 м и естественная защита со всех сторон, либо крутыми склонами, либо почти вертикальными обрывами. Монументальная лестница вела к трем дворам, в одном из которых находились жилые помещения царской свиты. В пределах тщательно продуманных укреплений находился не только царский дворец, но и государственный архив. Долгое время эта библиотека считалась древнейшей в мире. Здание ее было двухэтажным и достигало 32 м в длину. «Книги» стояли на деревянных полках, а особые таблички указывали названия этих «книг». При раскопках нашли около 2,5 тыс. глиняных табличек, включаю и ту, на которой излагался мирный договор между хеттским монархом Хаттусили III и египетским фараоном Рамзесом II после битвы при Кадеше (1284 г. до н.э.). В различных частях Хаттусы устраивались огромные подземные хранилища зерна. Так, во время раскопок 1990-х гг. обнаружили зернохранилище, запасов которого хватило бы, чтобы прокормить в течение года 30 тыс. человек.
Йазылыкайа
Хаттуса в древних источниках называлась «городом тысячи Богов», ну а такому количеству сакральной персонификации Абсолюта требуется столько же храмов. Святилище Йазылыкайа (Yazılıkaya — скала, покрытая письменами) лежит на высоте более 1100 м. Этот пантеон датируется примерно 1500 г. до н.э., хотя высеченные на скале рельефы (благодаря которым он и получил свое название) относятся к XIII в. до н.э. От Хаттусы к Йазылкайа (3 км на восток) ведет частично отреставрированная дорога, по которой в былые времена к этому религиозному сооружению шли торжественные процессии.
В отличие от городских храмов, оба помещения святилища (большая и малая палаты) не прикрыты сверху, а ограничены только по краям естественными скальными образованиями высотой около 12 м. Вырезанные хеттскими скульпторами рельефы увековечили здесь, например, чествования всех богов в наступающем Новом году и празднование начала весны. Интересно, что изображение царя Тудхалия IV (1250-1220 до н.э.), во времена которого и работали скульпторы, самое большое по размеру, даже по сравнению с богом Тешубом, богиней Хепату и их сыном Шаррумой.
Comments on this entry are closed.