Рядом с Hükümet Meydanı (на юго-западе Сиваса) находится здание османской школы, в которой в 4-11 сентября 1919 г. прошел второй (сивасский) конгресс. Сейчас здесь разместился музей конгресса Ататюрка и этнографии (Atatürk Kongre ve Etnografya Müzesi). Этнографическая коллекция на первом этаже включает прекрасную подборку ковров, килимов и ручной вышивки, старые деревянные двери из религиозного комплекса в Дивриги, деревянный минбар (XII) из мечети Кале (Дивриги), а также реликвии из обители дервишей, закрытой в 1925 г. На втором этаже в обстановке большого зала бережно сохраняется атмосфера исторического мероприятия. Сивасский конгресс принял развернутую программу национальных требований: независимость страны, вывод всех оккупационных войск, право Турции на самостоятельное развитие. Избранный состав представительного комитета во главе с Мустафой Кемалем принял решение добиваться созыва парламента страны и счел необходимым, чтобы местом резиденции самого комитета стала Анкара.
Через дорогу (İstasyon Cad.) от музея раскинулся парк, где довольно компактно расположились несколько городских достопримечательностей. Мечеть Кале (Kale Camii) – одно из прекраснейших сооружений османской эпохи в Сивасе — относится к временам правления султана Мурада III. Ее возвели (1580) по указанию одного из его великих везиров — Махмуда-паши, правившего тогда Сивасом. В нескольких шагах к востоку за мечетью стоит медресе Бюрюджийе (Bürüciye Medresesi), которое построил (1271) один из богатейших граждан Сиваса — Музаффер Бюрюджерди, прибывший в город из Хамедана (Иран). Могила донатора духовного училища находится на внутреннем дворе, окруженном четырьмя эйванами. До 1968 г. это сооружение занимал городской музей.
На южной окраине парка расположилось еще одно учебное заведение – Шифаийе медресе (Şifaiye Medresesi). Здание этой средневековой медицинской школы считается одним из самых старых в городе. В 1217 г. его решил возвести сельджукский султан Иззеддин Кейкавус I, чей зодчий в украшениях использовал стилизованные изображения солнца, луны, льва и буйвола. Комплекс состоит из больницы – дарюшшифа (турецк. уст. darüşşifa – дом здоровья, больница) и собственно медресе, где обучали медицинским наукам. В соответствии со старыми арабскими традициями в больнице были три отделения: внутренних органов, хирургии и психиатрии. Справа при входе во двор медресе находится мавзолей основателя комплекса, украшенный голубыми изразцами и арабской вязью. Иззеддин Кейкавус I пережил окончание строительства своего детища всего на три года.
Прямо напротив Шифаийе медресе сохранились остатки еще одной теологической школы – медресе Чифте минаре (Çifte Minare Medresesi), название которой определили два минарета-«близнеца» (çifte – двойняшки). Строительство этого сооружения, затеянное везиром ильхана Абака-хана — Шемседдином Мехмедом Гювейни, завершили в 1271 г. Сейчас от медресе остался только вычурный фасад из известняка с монументальным мраморным порталом и два кирпичных минарета с остатками голубых изразцов.
На пересечении Cemal Gürsel Cad. (ул. Джемаля Гюрселя) и Cumhuriyet Cad. в Сивасе стоит мечеть Улу (Ulu Camii), которую построил Кызыл Арслан бин Ибрагим во времена правления Кутбеддина Меликшаха в 1197 г. Потолок в большом, но низком, зале для молитв поддерживает 50 «коренастых» деревянных колонн. Слегка наклоненный кирпичный минарет пристроили уже в 1213 г. В 200 м на юг по Cumhuriyet Cad. находится Гёк медресе (Gök Medresesi), которое возвели по указанию Сахипа-аты Фахреддина Али – великого везира сельджукского султана Гыйаседдина Кейхюсрева III. Свое название учебное заведение получило не за близость к небу (gök – небо, небесный свод), а за использование бирюзовых («небесных») изразцов в отделке сооружения, в частности, его двух минаретов. Профилирующим предметом в этом медресе была астрология.
Местоположения на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.