Осмотр достопримечательностей Эрзурума следует начать с городской цитадели, со стен которой открывается прекрасный вид на сам город и окрестности. Внутреннюю крепость (Kale) построили на холме на высоте почти 2000 м от уровня моря по указанию византийского императора Феодосия II в первой половине V в. Султан Сулейман I в 1555 г. восстановил ее и использовал в качестве восточной базы своих войск. От внешних укреплений сегодня практически ничего не осталось. Сохранились лишь названия ворот – Эрзинджан, Тебриз, Гюрджю и Истамбул Капы (Новые ворота — Йени Капы добавили позже). До недавнего времени постройки в крепости использовались военными для хозяйственных нужд. Небольшая мечеть (Mescit, XII) с конической крышей и часовая башня-минарет (Saat Kulesi) стали первыми крепостными сооружениями, относящимися к турецкой архитектуре. Минарет Тепси (tepsi – поднос), расположенный в юго-западной части цитадели и служивший в средние века наблюдательной башней, построили в период правления эмира Абдула Музафферюдина Гази (1124-1132). С периодом барокко в османской архитектуре совпало переоборудование этого минарета в часовую башню, часы для которой подарила королева Виктория.
К северо-западу от цитадели в XVI в. по приказу великого везира султана Сулеймана I возвели караван-сарай Ташханы (Taşhanı), называемый в честь донатора — Рустем-паша бедестен (Rüstem Paşa Bedesteni). Сейчас этот крытый рынок практически полностью монополизировали продавцы украшений и поделок из вулканического стекла – обсидиана. Добывают этот минерал, называемый Олтуташи (Oltutaşı – камень из Олту), в 150 км на северо-восток от Эрзурума в шахтах рядом с городком Олту.
К югу от крепости на Cumhuriyet Cad. находится Чифте минарели медресе (Çifte Minareli Medrese), одно из самых больших среди подобных заведений в Анатолии. Минареты-«близнецы» (çifte – двойняшки) дали название всему духовному училищу, здание которого в XVII в. служило оружейным цехом, а в XIX в. – арсеналом. Медресе часто называют Хатунийе, поскольку его возведение альтернативно приписывают, либо дочери султана Алаеддина Кейкубада I Хуанд Хатун, либо жене одного из султанов-Ильханидов – Падише Хатун. Предлагаемые ранее даты постройки 1253 г. или 1290 г., скорее всего, неверны. Сейчас ученые полагают, что это богословское училище построили до потери сельджуками Эрзурума (1277) и после возведения в Сивасе Гёк медресе (1271), которое послужило примером местным строителям. Главный портал двухэтажного здания, обрамленный двумя минаретами, обращен на север. Резные украшения по камню – типичный пример сельджукской архитектуры. Высота каждого кирпичного минарета с канелюрами, украшенного небольшими изразцами, составляет 26 м. По обеим сторонам открытого двора идут галереи с кельями учеников. В западной части небольшое помещение отвели под мечеть-месджит. Южную часть прямоугольного в плане сооружения продолжает мавзолей-кюмбет с конической крышей, который, возможно, принадлежит Хуанд Хатун.
Примерно в 250 м на юг находится мавзолей эмира Салтука (1081-1102), входящий в комплекс из трех погребальных сооружений, получивших название Юч Кюмбетлер (Üç Кümbetler – три мавзолея). Кому предназначались два других тюрбе (XIV), до сих пор неизвестно. Впрочем, самое большое и необычное сооружение связывает с эмиром только легенда, да близость по архитектурному стилю к другим постройкам времен Салтукидов (XII). В каменной кладке прослеживается влияние сельджукского, армянского и грузинского стилей, что делает этот мавзолей непохожим на другие подобные сооружения в Анатолии. На высоком восьмиугольном основании покоится короткая цилиндрическая часть (барабан), поддерживающая конический купол. На каждой стороне мавзолея есть по два «слепых» арочных окна, поверх которых на всех восьми фасадах идет фронтон. В каменной кладке тюрбе чередуются светлые и темные тона. Короткая крыша соединяет восьмиугольник с барабаном под куполом. Арочные ниши на барабане украшены резными изображениями животных из турецкого геральдического календаря, включая зайца, орла, змей. Внутри мавзолея лестница ведет вниз, в небольшую прямоугольную усыпальницу.
Рядом с Чифте Минарели медресе на Cumhuriyet Cad. располагается мечеть Улу (Ulu Camii), которую в 1179 г. построил Абдул Фатх Мухаммед по распоряжению эмира Насреддина Аслана Мехмеда (Салтукида). Судя по сохранившимся на этом, когда-то впечатляющем (ulu – грандиозный) храме (54х41 м) надписям, его реконструировали, начиная с XVII в., пять раз. В результате подобных действий старый купол и своды частично трансформировали, а некоторые части мечети вообще сначала разрушили, а спустя некоторое время перестроили уже в другом архитектурном стиле. Собственно от первоначальной мечети времен Салтукидов сохранился центральный неф и стена-кыбла (в сторону Мекки) с тремя михрабами. Помимо центрального, северного, портала в мечеть есть еще 4 входа. В стенах прорезано 26 окон, которые делают интерьер храма, украшенный геометрическими узорами типичными для XII в., очень светлым. Кирпичный минарет на каменном основании возвышается в северо-западном углу мечети. Все сооружение построили из тесаного камня, применив дерево только в конструкции купола.
Недалеко от мечети Улу, на другой стороне Cumhuriyet Cad. стоит обратить внимание на небольшую османскую мечеть Джаферийе (Caferiye Camii), которую возвели в 1645 г. Западнее нее находится классическая османская мечеть Лала Мустафы-паши (Lala Mustafa Paşa Camii), донатором которой выступил известный завоеватель Кипра, в 1562 г. правящий Эрзурумом. Из всего религиозного комплекса до наших дней дошли только бани (работающие) и сама мечеть, к строительству которой якобы причастен сам Мимар Синан. С кюллие соседствует Йакутийе медресе (Yakutiye Medrese) — духовное училище, построенное в 1310 г. наместником Ильханидов Джемаледдином Ходжой Йакутом. Судя по многочисленным архитектурным заимствованиям, монгольским правителям нравился сельджукский стиль (свидетельством тому, например, величественный портал), в который они вносили собственные дополнения. Из двух минаретов, типичных скорее для Центральной Азии или Персии, до наших дней сохранился только один, обильно украшенный резьбой по камню и бирюзовой мозаикой. В восточной части духовного училища находится тюрбе с конической крышей, предназначенное для самого Йакута, но так и не использованное по прямому назначению. Сегодня помещения медресе занимает этнографический музей турецкого и исламского искусства (Türk-İslam Eserleri ve Etnoğrafya Müzesi), среди экспонатов которого изделия из Олтуташи, аксессуары дервишей, одежда паломников в Мекку, оружие и т.д.
От круговой транспортной развязки Havuzbaşı в полукилометре на юг располагается музей Эрзурума (Erzurum Müzesi), в экспозиции которого представлены археологические находки, обнаруженные на территории провинции и относящиеся к различным периодам истории. Например, керамика времен Урарту, древнегреческие украшения и изделия из стекла римской эпохи. В музее также собрана богатая коллекция старинных бронзовых, серебряных и золотых монет вплоть до республиканского периода.
Эрзурум по-прежнему славится своей водой. Как и при Александре Сергеевиче (1829) «…фонтанов везде множество. У каждого висит жестяной ковшик на цепи, и добрые мусульмане пьют и не нахвалятся».
Местоположения на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.