Дворец Исхак-паши, что в 8 км на юго-восток от Догубаязита, начал строить в 1685 г. Чолак Абди-паша, происходивший из правящей семьи Чилдырогуллары, контролирующей регион. Его дело продолжил сын – Исхак-паша, прославившийся в войне с персами. Согласно надписи над входом в гаремлик, оставленной внуком — Исхак-пашой II, завершили строительство этого сооружения, размерами 115х50 м, только через 99 лет (1784). С поста губернатора Исхак-пашу снял замученный завистью султан Селим III (1789-1807) сразу после того, как иранский посланник прислал в Стамбул описание роскошного приема, оказанного ему в провинциальном дворце. Впрочем, отпрыски славных Чилдырогуллары продолжали править до середины XIX в. Сооружение, больше похожее на крепость или караван-сарай, чем на дворец, возвели на высоком рукотворном плато, с трех сторон (с юга, запада и севера), окруженного крутыми склонами и доступного только с востока, где и соорудили роскошный портал, украшенный в сельджукском стиле. Не заботясь о сохранении исторического наследия, дворец Исхак-паши неоднократно штурмовали, как русские, так и турецкие войска.
Комплекс дворца Исхак-паши состоит из трех секций: внешнего и внутреннего двора, а также гаремлика. Группа строений вокруг внешнего двора — бирун, размерами 20х35 м, подверглась наибольшим разрушениям. На северной стороне располагались помещения для стражи, а под ними – темницы. На южной стороне были обустроены конюшни и хлев, но до сегодняшнего дня сохранились только высокие внешние стены. Фонтан на внешнем дворе предназначался для приезжих гостей и торговцев. Вход на западной стороне двора через 12-метровый туннель ведет во внутренний двор дворца Исхак-паши — эндерун, куда могли попасть только члены семьи и специально приглашенные гости. На северной стороне эндеруна возвели небольшую мечеть (месджит) с одним минаретом и медресе, а также залы для переговоров и личные помещения в селамлике (мужская часть дворца). На двух этажах располагались 366 комнат. По трубкам в каменных стенах и полах протекала горячая вода из бань, реализуя некий прообраз системы центрального отопления. Стена мечети, указывающая на Мекку (кыбла), выходит во двор. Перед мечетью возвели восьмиугольный купольный мавзолей-кюмбет. В этой двухэтажной усыпальнице покоятся донаторы проекта и их ближайшие родственники. На южной стороне двора дворца Исхак-паши находились комнаты прислуги, зернохранилище и конюшни. Восточную сторону заняли помещения стражи и палаты для встреч, а на западной стороне двора третий портал ведет на территорию гаремлика. Очевидец, попавший в переговорные помещения в XIX веке, восторгался великолепной живописью на потолках и узорчатой плиткой на стенах.
Над входом в гаремлик каллиграфические надписи восхваляют Исхак-пашу. Секция гаремлика (36х43 м), окруженная с трех сторон садом-шахбахче, располагается несколько выше эндеруна и представляет собой лабиринт из множества комнат (церемониального салона, кухонь, бань, частных кабинетов и 14 спален с каминами), связанных коридорами и галереями. Стены, нижние части которых сделали из темного, а верхние из желтого песчаника, покрыли украшениями. В нишах вдоль стен рядами стояли зеркала. При строительстве дворца Исхак-паши использовали шесть типов местного камня. Дерево применяли только для крыш и колонн, а железо – для укрепления каменной кладки. В архитектуре дворца смешались османские, персидские армяно-грузинские и сельджукские стили. Символы жизни и изобилия – древа, украшенные экзотическими цветами и неземными фруктами – встречаются в декоре входного портала, мавзолея и купола мечети. Цитаты из Корана и поэтические восхваления Исхака-паши помимо мечети украсили еще и церемониальный зал.
Из стенда (на турецком языке) перед входом во дворец Исхак-паши можно узнать, что русские солдаты, покидая эти края в 1917 г., прихватили с собой золотые ворота, которые по приезду в Москву сдали в музей. В англоязычных источниках указывается, что эти ворота хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
İshak Paşa Sarayı
Comments on this entry are closed.