Местные мусульмане из Диярбакыра особо почитают мечеть Хазрети Сулейман (Hazreti Süleyman Camii), расположенную в Ич Кале. Там находятся могилы времен исламских войн, в том числе сына Халида бин Велида – Сулеймана и его товарищей, которые героически погибли, освобождая город от арабов. Использование белого известняка и черного базальта характерно для многих сооружений Диярбакыра времен династии Аккойунлу. Одним из таких строений стала однокупольная мечеть Неби (Nebi Camii, 1530). За многочисленные каллиграфические надписи на минарете в честь Пророка, этот храм также называют Пейгамбер Джами (Peygamber Camii – мечеть Пророка).
Мечеть Улу (Ulu Camii) в Диярбакыре не только старейшая, но и одна из наиболее значительных мечетей Анатолии. Ее часто называют пятой Харем-ы Шериф (Harem-ı Şerif — Священная Обитель) исламского мира. После захвата арабами Диярбакыра в 639 г. городскую церковь преобразовали в мечеть, однако здание пустовало и постепенно разрушалось. В 1091 г. сельджукский султан Малик-шах уполномочил местного правителя построить на том же месте новый мусульманский храм, взяв за образец мечеть Улу, которую возвели Омейяды в Дамаске. При строительстве сооружения с планировкой базилики использовали черный базальт и белый известняк. На входном портале вырезали два медальона, где лев атакует буйвола. Мечеть представляет собой комплекс зданий, расположенных вокруг двора (63х30 м), три фасада которого украшает двухэтажная колоннада. В центре располагаются шадырван (1849) – османский фонтан для омовений и помост для молитв. При восстановлении мечети после землетрясения и пожара в 1115 г. использовали колонны и лепные украшения из римского театра. Большинство каллиграфических надписей на сооружениях комплекса сделали во время восстановительных работ и добавлений. Щедрые украшения и резьба на колоннах внутреннего двора стали отличительной особенностью мечети Улу. Квадратный в плане минарет пристроили к стене, указывающей на Мекку (кыбла). В комплекс мечети также входят два медресе, возведенные во времена Артукидов, — Месудийе (Mesudiye Medresesi, 1193) и, не объединенное с внутренним двором, духовное училище Зинджирийе (Zinciriye Medresesi, 1189).
К востоку от мечети Улу ведет Yenikapı Cad. (ул. Йеникапы), на которой находится мечеть Касым Султан (Kasım Sultan Camii), называемая также Шейх Мутаххар (Şeyh Mutahhar Camii). Одно из последних (1512) сооружений эпохи Аккойунлу знаменито своим необычным минаретом, стоящим на четырех 2-метровых опорах из базальта, за что и получило еще одно свое название Дёрт Айаклы Минаре (Dört Ayaklı Minare – 4-ногий минарет). Считается, что если загадать желание и пройти семь раз между колоннами, то загаданное непременно сбудется. Первой османской мечетью Диярбакыра, обильно украшенной изразцами, стала мечеть Фатих-паша (Fatih Paşa Camii). Ее построили (1518-1520) по указанию покорителя (fatih — победитель) города Мехмеда-паши, получившего прозвище Быйыклы (Bıyıklı — усатый).
Мечеть Сафа (Safa Camii, 1532), к северу от Melek Ahmet Cad., отличается цилиндрическим, покрытым каллиграфией минаретом и бирюзовыми изразцами, используемыми в украшениях. Дальше на юго-запад на одноименной улице располагается мечеть Мелек Ахмед-паша (Melek Ahmet Paşa Camii), возведенная в XVI в., и известная, благодаря искусно украшенному михрабу и двойной лестнице на минарет. В названии мечети и улицы слово «Мелек» (Melek – благочестивый, добродетельный) часто заменяют на «Мелик» (Melik — правитель). Один из самых больших храмов Диярбакыра – мечеть Бехрам-паша (Behram Paşa Camii), построенная в 1572 г. османским губернатором Бехрам-пашой, находится к югу от Melek Ahmet Cad., в лабиринте узеньких улочек старого города. Фриз с каллиграфическими надписями и инкрустацией украшает интерьер этого храма.
Diyarbakır Camiler
Местоположения на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.