Древний город Зеугма находится рядом с деревней Белкыс, примерно в 10 км от центра округа Низип (50 км на восток от Газиантепа). Говорят, что именно в этом месте Александр Македонский переправлялся через Евфрат, отправляясь завоевывать Персию. Впоследствии (300 г. до н.э.), бывший начальник конницы великого полководца – диадох Селевк I Никатор возвел по берегам Евфрата города-«близнецы»: на восточном — Апамею, названную в честь своей жены-персиянки Апамы, а на западном – Селевкею, именованную в честь ее достойнейшего супруга. Берега соединял деревянный понтонный мост, поэтому главный город называли также Селевкея на Зеугме (греч. Ζεύγμα – мост из лодок). К I в. до н.э. город, население которого достигало 80 тыс. человек, вошел в четверку крупнейших поселений царства Коммагены. В 64 г. до н.э. его включили в состав Римской империи и стали называть просто Зеугма. Во времена римского правления город в полной мере реализовал преимущества своего стратегического положения — на Великом Шелковом Пути у переправы через Евфрат. За обилие мозаики, статуй, фресок и иных украшений его даже называли «вторые Помпеи». Зеугма стал одним из римских городов, где чеканили собственные монеты. Кроме того, здесь долгое время квартировал легион IV Скифика.
Периодом расцвета Зеугмы стали I-II вв., когда римское искусство достигло своего зенита. Город, соперничая по размеру с Афинами, был вдвое больше Лондона и втрое больше Помпей. Богатые негоцианты и военные возводили по берегам Евфрата виллы с бассейнами, а мастера, собранные со всех концов империи, украшали их статуями, мозаиками и фресками. Есть несколько особенностей, которые делают мозаики Зеугмы уникальными. Если качество ковров оценивается по размеру узелков на квадратный сантиметр и яркости используемых цветных нитей, то по аналогичным параметрам можно оценить и мозаики. Чем мельче тессера – кусочек камня для мозаики, тем более четким получается изображение. Для отражения эмоций на человеческом лице мастера Зеугмы увеличили число тессер до 400. Если в обычной мозаике можно найти 4 или 5 различных цветов, то в мозаиках Зеугмы их количество довели до 12-13. Добавление глины, обожженной при различных температурах, позволяло получать оттенки, которые придавали изображению дополнительную глубину. Говорят, что для создания мозаик разноцветные камни собирали даже со дна Евфрата. Еще одной особенностью, делающей мозаики Зеугмы неповторимыми, стало использование мастерами перспективы (ракурса). Только через тысячу лет художники эпохи Возрождения снова освоят этот прием. Большинство мозаик посвящено сценам и персонажам из греческой мифологии: Океан и Тетис, Сатир и Антиопа, Персей и Андромеда, Эрос и Психея, Посейдон, Ахиллес на острове Скирос (семья пытается удержать героя от похода на войну) и т.д. Символом Зеугмы стала мозаика, изображающая менаду, танцующую на празднике бога вина Диониса. Эту вакханку обычно называют «Цыганка», за ее загадочные темные глаза, которые, кажется, следят за вами, под каким углом на нее не смотреть.
В 256 г. войска шахиншаха Сасанидов Шапура I разрушили Зеугму. Не оправившийся полностью после вторжения город поджидала другая беда – мощное землетрясение, которое погребло Зеугму под огромными валунами. В V-VI вв. город находился под покровительством Византийской империи. В результате непрекращающихся набегов арабов Зеугму практически забросили. Позже, в X-XII вв. здесь располагалась небольшая резиденция Аббасидов. Турецкую деревню Белкыс основали только в XVII в.
Раскопки, начатые в 1997 г., показали перспективность археологических изысканий в Зеугме. Одних только штампов-печатей, сделанных из глины и называемых булла, обнаружили 65 тыс. штук. Общая площадь найденной мозаики составила 1500 кв. м, а фресок – 150 кв. м. Однако в результате возведения плотины Биреджик большая часть Зеугмы оказалась под водой. Самые интересные находки перенесли в археологический музей Газиантепа. Администрация провинции планирует создать в районе Зеугмы археологический парк.
Zeugma
Comments on this entry are closed.