Согласно греческому географу Страбону, Антиохию в Писидии (93 км на северо-восток от Ыспарты) на границе с Фригией основали колонисты из Магнесии на Меандре (в 19 км к юго-востоку от Эфеса). Однако наиболее вероятно, что город заложил в 280 г. до н.э. один из диадохов, либо Селевк I Никатор, либо его сын – Антиох Сотер (греч. Σωτήρ – спаситель), а колонистов просто принудили переехать на новое место. Античный город раскинулся у подножья горы Султан Дагы (2519 м) на семи небольших холмах, наподобие древнего Рима. Первые археологические изыскания, проведенные еще в начале XX в., показали, что сам полис занимал площадь около 14 кв. км, а его земли простирались от горного массива Султан Даглары до южного берега озера Эгирдир. Город стоял на плодородных землях и занимал стратегическое положение у перекрестка важных дорог, поэтому оставался важнейшим поселением региона на протяжении нескольких веков. Историк Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100) упоминает о том, что Антиох III обеспечил переезд 2 тыс. еврейских семей из Вавилонии в области Лидии и Фригии, так как он рассчитывал на поддержку Селевкидов переселенцами (Jewish Antiquities. 12.146-153). В 188 г. до н.э. римляне разгромили Антиоха III и объявили Писидийскую Антиохию свободным городом. Однако в 25 г. до н.э. при Октавиане Августе эти места снова перешли под прямой контроль Рима, а созданная провинция Галатия охватывала большую часть Малой Азии. Антиохию сделали римской колонией (лат. Colonia — поселение), которую заселили заслуженными старыми воинами (более 3 тыс. чел.), назвав ее Колония Цесарея Антиохия. Новый статус города привел в I в. к взрывному росту строительства: в городе возводили бани, мощеные улицы с колоннадами, нимфеи, акведуки и храмы. Через Антиохию прошла одна из знаменитых римских дорог, соединивших внутренние области Анатолии с побережьем. Население города представляло собой смесь римских ветеранов, потомков первых древнегреческих поселенцев, а также выходцев из Фригии и Писидии.
Примерно в 50 г. апостолы Павел и Варнава посетили город и основали там христианскую общину. Антиохия продолжала благоденствовать на протяжении II-III вв., и в 295 г. стала столицей Писидии, новой провинции созданной императором Диоктелианом. К концу IV в. преследования христиан в городе закончились и в Антиохии стали возводить храмы новой веры. В VIII веке Писидийскую Антиохию захватили и разрушили арабы. После этого полностью город так и не восстановили.
По городу
Археологический сайт начинается с руин монументальных 3-арочных ворот (212), шириной почти 8 м, украшенных рельефами пленных воинов, оружия, цветочными мотивами, а также крылатых существ, держащих венки. Одна из надписей на воротах посвящена императору Адриану, во время его тура (129) по Малой Азии. Городские стены (длина 3 км) возвели в древнегреческую эпоху, а существенно расширили и реконструировали уже в римский и византийский период. Городской центр располагался вокруг двух основных римских улиц, расположенных под прямым углом: Декаман Максима и Кардо Максима. По левой стороне Декаман Максима находятся руины театра, возведенного еще греками и перестроенного римлянами. Это сооружение, вмещающее до 15 тыс. чел., считается местом, где Св. Феклу бросили на съедение диким зверям. В конструкции театра уникальным считается подземный переход (длина 56 м, ширина 8 м) под Декаман Максима, позволяющий разместить зрительские места и на другой стороне улицы.
На восточной стороне Кардо Максима, недалеко от ее пересечения с Декаман Максима, располагались важнейшие строения города – имперское святилище с храмом Августа. Широкая аллея с колоннами, ведущая к храму, расположенному в самой высокой части города, называется площадью Тиберия (15-40). Ее завершал пропилон (триумфальная арка, I), несущий бронзовые надписи, посвященные Октавиану Августу, и украшенный скульптурами и рельефами, прославляющими его победы. Сейчас к пропилону прикреплена латинская копия завещания Августа (лат. Res Gestae Divi Augusti), фрагменты которой обнаружили при раскопках. Арка была входом на площадь Августа, где в древние времена стоял храм, посвященный богине-матери Кибеле и богу Луны Мену. Римляне возвели на этом месте храм Августа, фундамент которого сохранился до нашего времени. Лестница из 12 ступеней вела к портику с четырьмя коринфскими колоннами. Среди руин можно увидеть резьбу по камню, изображающую головы буйволов с гирляндами (буйвол — символ бога Мена).
Напротив храма Августа, на западной стороне Кардо Максима, лежат развалины византийской церкви (IV-V). Считается, что ее построили на фундаменте синагоги (I), в которой проповедовал Св. Павел (Деян. 13:14). Северный конец Кардо Максима завершает нимфей (I) – святилище с нишами и фонтаном, вода из которого распределялась по всему городу. За нимфеем находится акведук (I), доставлявший воду из источника в 10 км от города. К северо-западу от нимфея располагается палестра (частная спортивная школа) и примыкающие к ней римские бани. Базилику Св. Павла возвели в конце IV в. у западных стен Антиохии, недалеко от городских ворот. В те времена она была одной из крупнейших церквей в мире и по-прежнему остается одной из самых больших, открытых в Анатолии.
Antiocheia in Pisidia
Comments on this entry are closed.