Городские достопримечательности Шанлыурфы

Городские достопримечательности Шанлыурфы

in Из Стамбула,Шанлыурфа

Единственная достопримечательность, расположенная в северной части Шанлыурфы, – это городской музей  (Şanlıurfa Müzesi, Çamlık Cad.). Пройдя примерно 300 м на север от туристического офиса по Atatürk Cad. (ул. Ататюрка), следует повернуть перед зданием администрации провинции налево, и пройти в горку по Şehit Nusret Cad. (ул. Шехит Нусрет) еще около 200 м. Ряд экспонатов (статуи, колонны, капители) выставлены прямо во дворе музея. Небольшой бассейн у входа в здание украшает мозаика, изображающая животных. В археологической секции заслуживают внимания находки, сделанные на сайте Гёбекли Тепе, а также в погребальных курганах, ныне затопленных водами Евфрата. Экспонаты музея располагаются в хронологическом порядке, от предметов, относящихся к неолиту и халколиту, до сельджукской и османской эпох. В этнографической коллекции собрали традиционные костюмы, серебряные и бронзовые украшения, образцы каллиграфии и рукописные экземпляры Корана. А из разрушенных особняков в музей доставили деревянные двери и оконные рамы, украшенные искусными орнаментами и надписями.

В музее Шанлыурфы

В музее Шанлыурфы

Традиционные дома Шанлыурфы состоят из мужской и женской половин – селамлика и гаремлика. Обычно в эти помещения ведут разные входы, но иной раз общая дверь ведет на мужскую половину, откуда через вторую дверь можно попасть в гаремлик. Для строительства таких домов, как правило, с эркерами, использовали камень и известняк. Хотя каждое из строений обладало собственным неповторимым характером, среди их общих черт можно отметить украшение резьбой ставней и дверей, панельную обшивку потолка, отверстия или ниши для голубей. Во внутренне дворике, называемом «хайат» (hayat), присутствуют обязательный фонтан и клумба с деревьями. Не все из таких сооружений дошли до наших дней, но в городе еще сохранилось несколько домов, которые сумели восстановить в прежнем виде. Среди них особняк Хаджи Хафиза Эфенди, расположенный рядом с почтой (PTT) на Kara Meydanı (пл. Кара), откуда начинается идущая в центр Sarayönü Cad. Сегодня в здании (1888), когда-то разделенном на гаремлик и селамлик, разместилась Галерея изобразительного искусства (Güzel Sanatlar Galerisi, www.guzelsanatlar.gov.tr). На Kara Meydanı находится также мечеть Хусейна-паши (Hüseyin Paşa Camii) — поздняя османская работа, датируемая временами (1849) правления султана Абдул-Меджида I.

Мечеть Улу

Мечеть Улу

От площади на юг ведет Divan Yolu Cad., рядом с которой располагается один из старейших городских храмов — мечеть Улу (Ulu Camii), выполненная в сирийском стиле и напоминающая аналогичное сооружение в Алеппо (Сирия). Ее преобразование из церкви Св. Стефана относят к периоду 1170-1175 гг. Впрочем, христианской церкви здесь предшествовала синагога. За колонны из красноватого мрамора храм получил название Кызыл Килисеси (Kızıl Kilisesi — красная церковь). Именно с этой церковью связывают историю Нерукотворного образа Христа, полученного царем Эдессы Авгарем. Созданием мечети Улу озаботился Нур Эддин — сын Имад ад-Дина Зенги, основателя династии Зенгидов. В западной части сооружения возвышается необычный восьмиугольный в плане минарет, который сохранился со времен императора Юстиниана I (527-565), когда выполнял функции колокольни. В середине XX в. на верхушке башни появились часы. В квартале старых домов напротив мечети можно найти еще один восстановленный в 2002 г. особняк, где сейчас разместился провинциальный центр культуры и искусства (İl Özel İdaresi Kültür ve Sanat Merkezi).

Гюмрюк Хан

Гюмрюк Хан

Divan Yolu Cad. заканчивается на Haşimiye Meydanı (пл. Хашимийе), южнее которой раскинулся знаменитый базар Шанлыурфы, который состоит из нескольких крытых и открытых секций, сосредоточенных около караван-сарая времен Сулеймана Великолепного — Гюмрюк Хан (Gümrük Han). Так, Сипахи Пазары (Sipahi Pazarı) издавна славится своими коврами и килимами. На Каззаз Пазары (Kazzaz Pazarı), представляющем собой бедестен, предлагают товары из шелка. А ряды на Хусейни Пазары (Hüseyni Pazarı) занимают медники. Есть также секции рынка для шорников, продавцов изделий из фетра, хлопка и т.д. Неотъемлемая часть любого восточного базара – традиционные бани, среди которых особо рекомендуют Эски Араса Хамамы (Eski Arasa Hamamı).

В полусотне метров от базара на запад по Göl Cad. (ул. Гёль) слева начинается парковый комплекс Дергях (Dergâh), территория которого включает религиозные святыни: мечети, два водоема и место рождения пророка Авраама. Семь лет своей жизни, пока жестокий царь Нимрод уничтожал появившихся на свет младенцев, первый патриарх провел в пещере Хазрети Ибрахим Халилуллах Дергяхы (Hazreti İbrahim Halilullah Dergâhı), называемой также Хазрети Ибрахим Догдугу Йер (Hazreti İbrahim Doğduğu Yer). Отдельный вход туда для мужчин и женщин находится во дворе мечети Мевлид Халиль (Mevlid Halil Camii).

Место рождения пророка Авраама (Ибрахима) остается предметом споров. Христиане и иудеи уверены, что Авраам родился в Южной Месопотамии, в городе Ур. Исламские же источники склоняются к мнению, что местом рождения Ибрахима были Харран или Урфа. Впрочем, с такой поддержкой Всевышнего, ничто не помешало бы этому пророку родиться в двух местах одновременно. Прим. авт.

Халиль-юр-Рахман -- Балыклы Гёль

Халиль-юр-Рахман -- Балыклы Гёль

По преданию, первый водоем Халиль-юр-Рахман (Halil-ür-Rahman Göl), называемый также Балыклы Гёль (Balıklı Göl – рыбное озеро), образовался, когда царь-язычник Нимрод приказал бросить праведника и крушителя идолов Авраама в огромный костер. Бог предотвратил эту трагедию, превратив огонь в воду, а пылающие дрова в рыбу. Следом за Авраамом в огонь прыгнула царская дочка Зелиха, которая втайне от отца полностью разделяла убеждения Пророка. Пришлось Господу совершить чудо еще раз, после чего образовалось второе озерцо — Айн-ы Зелиха Гёль (Ayn-ı Zeliha Göl). Кормление священных карпов, населяющих оба водоема, считается делом богоугодным. Многочисленные паломники, покупая тут же корм, с удовольствием предаются этому занятию. Ведь тот, кто увидит белую рыбу, обязательно попадет потом в рай. На северной стороне водоема Халиль-юр-Рахман стоит мечеть Рызванийе Вакфы (Rızvaniye Vakfı Camii) с медресе, которые построил османский губернатор Рызван (араб. рай) Ахмед-паша в 1716 г. Деревянные двери этого храма украшают резные растительные мотивы. В юго-западной части водоема находится одноименная мечеть Халиль-юр-Рахман (Halil-ür-Rahman Camii, XIII), включающая медресе, кладбище и даже то место, куда упал Авраам, когда его бросили в огонь. К юго-восточному углу мечети примыкает квадратный минарет, надпись на западной стороне которого утверждает, что его воздвигли в 1211 г. Считается, что на этом месте прежде стояла церковь Девы Марии. Большой мусульманский храм с двумя минаретами, примыкающий к западной части пещеры, где родился Авраам, называется мечеть Мевлид-и Халиль (Mevlid-i Halil Camii).

«Трон Нимрода»

«Трон Нимрода»

На северном склоне холма Дамладжик над комплексом Дергях доминирует городская крепость (Şanlıurfa Kalesi). Точная дата постройки этого фортификационного сооружения c 25 наблюдательными башнями неизвестна, хотя сохранившиеся стены относят к эпохе Аббасидов (814). Над крепостью возвышаются две коринфские колонны (15 м), как утверждают, представляющие собой остатки сатанинской катапульты, из которой в костер «выстрелили» Авраамом. Эти одинокие остатки христианской часовни (III) иногда также называют «троном Нимрода» (Nimrud Kürsüsü). Эййюп Пейгамбер Макамы (Eyyüp Peygamber Makamı) — пещера Иова, персонажа Ветхого Завета, находится примерно в 1,5 км на юго-восток от комплекса Дергях. Сатана утверждал, что Иов праведен только благодаря своему земному счастью (Кн. Иова 1:9-11). Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Иову испытать все бедствия земной жизни, а по истечении семи лет вернул ему здоровье, состояние и семью. Величайший праведник стал образцом веры и терпения. Существует поверье, что вода из колодца перед жилищем Иова обладает лечебными свойствами. В 460 г. епископ Нона построил здесь больницу для прокаженных.

Местоположения на Карте достопримечательностей

Tweet

Comments on this entry are closed.