Единственная достопримечательность, расположенная в северной части Шанлыурфы, – это городской музей (Şanlıurfa Müzesi, Çamlık Cad.). Пройдя примерно 300 м на север от туристического офиса по Atatürk Cad. (ул. Ататюрка), следует повернуть перед зданием администрации провинции налево, и пройти в горку по Şehit Nusret Cad. (ул. Шехит Нусрет) еще около 200 м. Ряд экспонатов (статуи, колонны, капители) выставлены прямо во дворе музея. Небольшой бассейн у входа в здание украшает мозаика, изображающая животных. В археологической секции заслуживают внимания находки, сделанные на сайте Гёбекли Тепе, а также в погребальных курганах, ныне затопленных водами Евфрата. Экспонаты музея располагаются в хронологическом порядке, от предметов, относящихся к неолиту и халколиту, до сельджукской и османской эпох. В этнографической коллекции собрали традиционные костюмы, серебряные и бронзовые украшения, образцы каллиграфии и рукописные экземпляры Корана. А из разрушенных особняков в музей доставили деревянные двери и оконные рамы, украшенные искусными орнаментами и надписями.
Традиционные дома Шанлыурфы состоят из мужской и женской половин – селамлика и гаремлика. Обычно в эти помещения ведут разные входы, но иной раз общая дверь ведет на мужскую половину, откуда через вторую дверь можно попасть в гаремлик. Для строительства таких домов, как правило, с эркерами, использовали камень и известняк. Хотя каждое из строений обладало собственным неповторимым характером, среди их общих черт можно отметить украшение резьбой ставней и дверей, панельную обшивку потолка, отверстия или ниши для голубей. Во внутренне дворике, называемом «хайат» (hayat), присутствуют обязательный фонтан и клумба с деревьями. Не все из таких сооружений дошли до наших дней, но в городе еще сохранилось несколько домов, которые сумели восстановить в прежнем виде. Среди них особняк Хаджи Хафиза Эфенди, расположенный рядом с почтой (PTT) на Kara Meydanı (пл. Кара), откуда начинается идущая в центр Sarayönü Cad. Сегодня в здании (1888), когда-то разделенном на гаремлик и селамлик, разместилась Галерея изобразительного искусства (Güzel Sanatlar Galerisi, www.guzelsanatlar.gov.tr). На Kara Meydanı находится также мечеть Хусейна-паши (Hüseyin Paşa Camii) — поздняя османская работа, датируемая временами (1849) правления султана Абдул-Меджида I.
От площади на юг ведет Divan Yolu Cad., рядом с которой располагается один из старейших городских храмов — мечеть Улу (Ulu Camii), выполненная в сирийском стиле и напоминающая аналогичное сооружение в Алеппо (Сирия). Ее преобразование из церкви Св. Стефана относят к периоду 1170-1175 гг. Впрочем, христианской церкви здесь предшествовала синагога. За колонны из красноватого мрамора храм получил название Кызыл Килисеси (Kızıl Kilisesi — красная церковь). Именно с этой церковью связывают историю Нерукотворного образа Христа, полученного царем Эдессы Авгарем. Созданием мечети Улу озаботился Нур Эддин — сын Имад ад-Дина Зенги, основателя династии Зенгидов. В западной части сооружения возвышается необычный восьмиугольный в плане минарет, который сохранился со времен императора Юстиниана I (527-565), когда выполнял функции колокольни. В середине XX в. на верхушке башни появились часы. В квартале старых домов напротив мечети можно найти еще один восстановленный в 2002 г. особняк, где сейчас разместился провинциальный центр культуры и искусства (İl Özel İdaresi Kültür ve Sanat Merkezi).
Divan Yolu Cad. заканчивается на Haşimiye Meydanı (пл. Хашимийе), южнее которой раскинулся знаменитый базар Шанлыурфы, который состоит из нескольких крытых и открытых секций, сосредоточенных около караван-сарая времен Сулеймана Великолепного — Гюмрюк Хан (Gümrük Han). Так, Сипахи Пазары (Sipahi Pazarı) издавна славится своими коврами и килимами. На Каззаз Пазары (Kazzaz Pazarı), представляющем собой бедестен, предлагают товары из шелка. А ряды на Хусейни Пазары (Hüseyni Pazarı) занимают медники. Есть также секции рынка для шорников, продавцов изделий из фетра, хлопка и т.д. Неотъемлемая часть любого восточного базара – традиционные бани, среди которых особо рекомендуют Эски Араса Хамамы (Eski Arasa Hamamı).
В полусотне метров от базара на запад по Göl Cad. (ул. Гёль) слева начинается парковый комплекс Дергях (Dergâh), территория которого включает религиозные святыни: мечети, два водоема и место рождения пророка Авраама. Семь лет своей жизни, пока жестокий царь Нимрод уничтожал появившихся на свет младенцев, первый патриарх провел в пещере Хазрети Ибрахим Халилуллах Дергяхы (Hazreti İbrahim Halilullah Dergâhı), называемой также Хазрети Ибрахим Догдугу Йер (Hazreti İbrahim Doğduğu Yer). Отдельный вход туда для мужчин и женщин находится во дворе мечети Мевлид Халиль (Mevlid Halil Camii).
Место рождения пророка Авраама (Ибрахима) остается предметом споров. Христиане и иудеи уверены, что Авраам родился в Южной Месопотамии, в городе Ур. Исламские же источники склоняются к мнению, что местом рождения Ибрахима были Харран или Урфа. Впрочем, с такой поддержкой Всевышнего, ничто не помешало бы этому пророку родиться в двух местах одновременно. Прим. авт.
По преданию, первый водоем Халиль-юр-Рахман (Halil-ür-Rahman Göl), называемый также Балыклы Гёль (Balıklı Göl – рыбное озеро), образовался, когда царь-язычник Нимрод приказал бросить праведника и крушителя идолов Авраама в огромный костер. Бог предотвратил эту трагедию, превратив огонь в воду, а пылающие дрова в рыбу. Следом за Авраамом в огонь прыгнула царская дочка Зелиха, которая втайне от отца полностью разделяла убеждения Пророка. Пришлось Господу совершить чудо еще раз, после чего образовалось второе озерцо — Айн-ы Зелиха Гёль (Ayn-ı Zeliha Göl). Кормление священных карпов, населяющих оба водоема, считается делом богоугодным. Многочисленные паломники, покупая тут же корм, с удовольствием предаются этому занятию. Ведь тот, кто увидит белую рыбу, обязательно попадет потом в рай. На северной стороне водоема Халиль-юр-Рахман стоит мечеть Рызванийе Вакфы (Rızvaniye Vakfı Camii) с медресе, которые построил османский губернатор Рызван (араб. рай) Ахмед-паша в 1716 г. Деревянные двери этого храма украшают резные растительные мотивы. В юго-западной части водоема находится одноименная мечеть Халиль-юр-Рахман (Halil-ür-Rahman Camii, XIII), включающая медресе, кладбище и даже то место, куда упал Авраам, когда его бросили в огонь. К юго-восточному углу мечети примыкает квадратный минарет, надпись на западной стороне которого утверждает, что его воздвигли в 1211 г. Считается, что на этом месте прежде стояла церковь Девы Марии. Большой мусульманский храм с двумя минаретами, примыкающий к западной части пещеры, где родился Авраам, называется мечеть Мевлид-и Халиль (Mevlid-i Halil Camii).
На северном склоне холма Дамладжик над комплексом Дергях доминирует городская крепость (Şanlıurfa Kalesi). Точная дата постройки этого фортификационного сооружения c 25 наблюдательными башнями неизвестна, хотя сохранившиеся стены относят к эпохе Аббасидов (814). Над крепостью возвышаются две коринфские колонны (15 м), как утверждают, представляющие собой остатки сатанинской катапульты, из которой в костер «выстрелили» Авраамом. Эти одинокие остатки христианской часовни (III) иногда также называют «троном Нимрода» (Nimrud Kürsüsü). Эййюп Пейгамбер Макамы (Eyyüp Peygamber Makamı) — пещера Иова, персонажа Ветхого Завета, находится примерно в 1,5 км на юго-восток от комплекса Дергях. Сатана утверждал, что Иов праведен только благодаря своему земному счастью (Кн. Иова 1:9-11). Чтобы изобличить эту ложь, Бог позволил Иову испытать все бедствия земной жизни, а по истечении семи лет вернул ему здоровье, состояние и семью. Величайший праведник стал образцом веры и терпения. Существует поверье, что вода из колодца перед жилищем Иова обладает лечебными свойствами. В 460 г. епископ Нона построил здесь больницу для прокаженных.
Местоположения на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.