Эллинистическое святилище на живописном склоне горы Бабадаг (600 м над уровнем моря), посвященное «пенорожденной» богине Афродите (греч. ἀφρός — пена), возвели во II в. до н.э. Но еще задолго до этого с 2800-2200 гг. до н.э., здесь находилось святилище Великой матери (Кибелы), покровительницы плодородия и земледелия. Так как в новом культе синтезировались черты малоазийской Кибелы и семитской богини плодородия, любви и неба Астарты, то статуи Афродиты-Афродисиас, сильно отличаются от того похотливого образа богини любви, страсти и сексуального желания, который обычно связывают с Афродитой (у римлян — Венерой). До начала II в. до н.э. Афродисиас (греч. Ἀφροδισιάς), несмотря на своё удобное положение на границе Карии с Лидией и Фригией, и близости к основным торговым путям, оставался только местом поклонения богине, привлекающим паломников. Быстрый рост и экономический расцвет города начался с I в. Этому способствовало не только то, что жители Афродисиаса приняли сторону Рима во время его войн (89-64 гг до н.э.) с Митридатом IV Евпатором (132-63 гг. до н.э.), но и то, что династия римских императоров Юлиев-Клавдиев вела свою родословную от мифического Энея, смертного сына любвеобильной (в римском варианте) богини. Поэтому лишний раз утверждая в умах подданных свое божественное происхождение, императоры всячески покровительствовали процветанию Афродисиаса, со святилищем своей прародительницы, предоставляя ему различные привилегии. Наличие рядом с городом карьеров с высококачественным мрамором, стало стимулом для расцвета школы утонченной декоративной скульптуры (I в. до н.э. — II), произведения ваятелей которой расходились по всем уголкам империи. В византийскую эпоху, после окончательного утверждения христианства государственной религией, храм Афродиты перестроили в христианскую базилику, город переименовали в Ставрополис (греч. Σταυρούπολις — город креста), а скульптурные мастерские занялись изготовлением мраморных гробов. После нескольких разрушительных землетрясений и военных набегов жители окончательно покинули город (XIII) и его заброшенные руины постепенно исчезли с поверхности земли. Археологические раскопки Афродисиаса начались в 1961 г. под руководством профессора Кенана Эрима.
Музей и руины Афродисиаса
Руины Афродисиаса находятся примерно в 99 км к юго-востоку от Айдына. Их окружает построенная в византийскую эпоху из фрагментов различных сооружений городская стена (длина 3,5 км). Частично восстановленные в результате археологических работ храм Афродиты, тетрапилон, стадион, агора, одеон, термы Адриана, портик Тиберия и театр, в определенной степени позволяют представить облик города в I-II вв. В центре участка (площадь 90 га) возвышаются 14 (из 30) ионических мраморных колонн с канелюрами, когда-то окружавших храм Афродиты (нач. I), перестроенный византийцами в базилику (V). Рядом мраморный одеон с девятью рядами. К востоку от святилища, в котором стояла статуя Афродиты (высота 3 м) – тетрапилон, монументальные ворота с четырьмя группами мраморных коринфских колонн. Эти пропилеи стояли на центральной дороги, ведущей к храму. К юго-западу от них могила (1990) профессора К. Эрима. В южной части участка — театр (10 тыс. мест), построенный (кон. I в. до н.э.) на средства не самого бедного горожанина (он пожертвовал и на храм Афродиты), жреца Юлия Зоилоса, вольноотпущенника императора Августа (27 г. до н.э.-14). Три века спустя, уже при императоре Марке Аврелии (161-180) театр переделали для проведения гладиаторских боев. За сценой, на мраморной коллонаде театра, выходящей на квадратную площадь, вырезаны императорские декреты о данных городу привилегиях и славословия спонсору — Зоилосу. В северной части Афродисиаса, около городской стены, хорошо сохранившийся огромный стадион (30 тыс. мест, длина 262 м, ширина 59 м). Сразу за входом на участок — одноэтажное здание музея Афродисиаса (Afrodisias Müzesi), основную часть экспозиции которого занимают прекрасные образцы скульптуры, создаваемые в Афродисиасе на протяжении нескольких веков. Кроме того, представлены различные артефакты также обнаруженные при раскопках.
Afrodisias Antik Kenti
Comments on this entry are closed.