От Кызыл Авлу до Акрополя примерно 5-7 км. У античного Пергама не было регулярной планировки улиц, он свободно развивался у подножия крутого холма (270 м над уровнем моря), возвышавшегося над долиной. На террасах его южного склона, как на ступенях гигантской лестницы, размещался городской Акрополь, окруженный стеной (дл. 4 км), построенной Эвменом II. На самой вершине стояли арсенал и казармы, немного ниже — царские дворцы. Еще ниже, на широкой террасе, храм Афины. Затем следовала терраса с алтарем отца богов Зевса и верхней агорой. Западный склон холма занимал городской театр. Внизу, около кварталов заселенных горожанами находилась нижняя агора. Алтарь Зевса, сооруженный (180-159 гг. до н.э.) при Эвмене II в ознаменование победы над галатами, представлял собой возвышавшийся на пятиступенчатом стилобате (36,44×34,20 м) цоколь, прорезанный с западной стороны мраморной лестницей (ширина 20 м), ведущей к верхней площадке. Площадку окружала колоннада ионического портика, в центре которого находился алтарный дворик с жертвенником (высота 3-4 м). Крышу колоннады увенчивали статуи, а все строение целиком достигало высоты около 9 м. По периметру цоколя (120 м) непрерывной лентой тянулся «большой» фриз (высота 2,3 м), горельефы которого признаны скульптурным шедевром эллинистической эпохи.

Акрополь Пергама. Реконструкция

Акрополь Пергама. Реконструкция

Тема фриза — «гигантомахия», битва богов-олимпийцев с крылатыми и змееногими гигантами. На внутренних стенах алтарного дворика – «малый» фриз (высота 1 м), посвященный Телефу, мифическому основателю Пергама. Найденные, во время археологических раскопок (1878-1886) под руководством немецкого инженера и археолога Карла Хумманна (1839-1896), фрагменты сооружения вывезены в Германию (с разрешения султана Абдул-Гамида II) . Сейчас отреставрированный алтарь вместе с фризами можно увидеть в Пергамском музее (нем. Pergamonmuseum) Берлина. А в Акрополе под сенью двух больших пиний остались фрагменты стилобата и незначительные остатки стен цоколя. К югу от алтаря находятся остатки колонн верхней агоры (84х44 м), соединенной пандусом с городскими воротами, и могила Карла Хумманна, перезахороненного здесь в 1967 г. К северо-востоку от Алтаря Зевса на большой площади окруженной тремя стоа (крытая аркада) дорического ордера — руины храма Афины (III в. до н.э.), вечно девственной богини мудрости и разума. Входной портик храма с изящной двойной колоннадой и сохранившуюся статую Афины сейчас можно увидеть в Пергамском музее Берлина. К северной стороне храма примыкало здание библиотеки, основанной (170 г. до н.э.) Аталлом II. В эпоху страстного библиофила Эвмена II количество манускриптов собранных в ней достигло 200 тыс., причем в Пергаме для написания книг впервые стали использовать не египетский папирус, а специальным образом выделанную кожу, получившую название «пергамент».

На северной террасе, практически над развалинами библиотеки, стоят белые мраморные коринфские колонны, оставшиеся от римского храма Траяна, посвященного этому обожествленному императору. Храм построил (118) его преемник Адриан и частично восстановили (1976) немецкие археологи. К востоку от храма Афины — руины царских дворцов, а на западе городской театр (III в. до н.э.) 80 андезитовых рядов которого (ок. 10 тыс. чел), разделенные на три секции, мастерски вписаны в крутой склон (высота 50 м). Внизу, перед афитеатром, длинная (240 м) и широкая (16 м) терраса в северном конце которой, рядом со сценой, руины храма Диониса (II в. до н.э.), веселого бога виноградарства и виноделия. И театр, и храм ремонтировались и восстанавливались римлянами во времена (211-217) правления императора Каракаллы.

Akropol

Tweet

Comments on this entry are closed.