Нижние ворота античного города Эфес находятся в 3 км к западу, а верхние ворота — в 4 км к юго-востоку от Сельчука. Руины Эфеса, в долине между холмами Корессос (совр. Бюльбюль) и Пион (совр. Панайыр), начинающегося от верхних ворот (с востока) и спускающегося вниз (около 2 км) к античному порту (на западе), одна из популярнейших достопримечательностей Турции. Верхние городские ворота (III в. до н.э.) назывались Магнесийскими, так как из них выходила дорога соединяющая Эфес с соседним (19 км к юго-западу) городом Магнесия на Меандре. При римском императоре Веспасиане (69-79) ворота расширили и назвали «Ворота Славы». Справа от ворот Восточный Гимнасий (II), иногда называемый «женским», из-за найденных здесь античных статуй девочек (археологический музей Измира), а прямо — остатки римских бань Вариуса и Верхняя (Государственная) Агора (160х56 м) административный центр города (нач. I, реконстр. 379-395). В эпоху императора Августа (27 г. до н.э.-14) северный портик Агоры (дл. 160 м) перестроили в Базилику (крытый зал прямоугольной формы с двумя рядами коринфских колонн, служившими опорой для крыши) — место для заключения торговых сделок и одновременно помещение, в котором велись судебные дела. Рядом руины Одеона (греч. Ὠιδεῖον — здание для проведения музыкальных состязаний), построенного во II в. Первоначально это здание (23 яруса мраморных рядов, 1400 мест) предназначалось для Булевтерия, места заседаний буле (греч. βουλή) — совета, выполняющего политические и административные функции.
Около Одеона сохранились остатки здания (III в. до н.э.) Притания (греч. Πρυτανείον) — городского совета, где у алтаря богини домашнего очага Гестии (греч. Ἑστία) постоянно горел жертвенный огонь. В римские времена Пританий стал штаб-квартирой куретов (греч. κουρῆτες — мифические полубоги, слуги Кибелы. В Эфесе так называли жрецов культа Артемиды, впадавших при выполнении своих обрядов в неистовый экстаз). Найденные здесь при раскопках статуи Артемиды «Полимастрос», выставлены сейчас в музее Эфеса. К северо-западу от Агоры — площадь Домициана и фонтан Поллио (97 г. до н.э.), вода в который поступала из реки Марнас (совр. Дервент) к востоку от Эфеса, через 6-километровый акведук. Фонтан с высокой аркой, названый в честь архитектора акведука Секстилиуса Поллио, украшали многочисленные скульптуры, в том числе Зевса и Афродиты (в музее Эфеса). С южной стороны площади остатки храма Домициана. Фрагменты колоссальной статуи римского императора (81-96), украшавшей храм, сейчас хранятся в музее Эфеса, а её голова — в археологическом музее Измира. С северной стороны памятник Меммиусу, внуку римского полководца и диктатора Корнелия Суллы (138 г до н.э.- 78 г. до н.э.). Рядом с памятником было два фонтана (IV). От Верхней Агоры вниз идет вымощенная каменными и мраморными остатками зданий Дорога Куретов, в начале которой стояли (IV) двухэтажные Ворота Геракла (Геркулеса) с массивной аркой. Они получили своё название из-за двух сохранившихся рельефных изображений этого героя греческих мифов. На восточной стороне северного конца Дороги Куретов стоял двухэтажный фонтан Траяна (110). Фасад строения, посвященного императору, украшали статуи Диониса, Сатиров и Афродиты (музей Эфеса). Возведенные рядом трехэтажные Бани Схоластики (кон. I) названы именем перестроивших их в IV в. богатой жительницы Эфеса.
Около бань одно из самых прекрасных зданий города — храм Адриана, возведенный в коринфском стиле на средства некого П. Квинтилиуса, в ознаменование посещения города (123) этим императором. В храме стояла статуя богини судьбы, случая и рока Тихе (греч. Τύχη), сопровождающей людей на протяжении всей жизни. Фасад храма украсили прекрасными мраморными рельефами богов и богинь (подлинники в музее Эфеса), а перед зданием сохранились постаменты бронзовых статуй императоров Диоктелиана (284-305), Максимиана (286-305), Констанция Хлора (305-306) и Галерия (305-311). Прекрасно сохранившиеся рядом с храмом общественные туалеты с системой канализации и фонтаном в центре помещения дают наглядное представление о бытовом укладе жизни горожан. К югу от храма, на террасах холма Бюльбюль ведутся раскопки перистильных домов Эфеса. В многокомнатных домах (I-VII) зажиточных горожан был водопровод, система отопления горячим воздухом, ванны, туалеты и роскошные интерьеры, украшенные мозаикой и фресками. Жилые комнаты располагались вокруг внутреннего дворика — перистиля (греч. περίστῡλος — окружённый колонами), служившего не только источником света, но и местом отдыха. На открытом пространстве перистиля разбивали сады-ксисты (лат. xystus — тайный, скрытый) с цветниками, статуями и фонтанами. Дорога Куретов заканчивается около здания библиотеки Цельса (110-135), превратившейся сейчас де-факто в символ Эфеса.
Здание построил консул Юлий Аквила в память о своем отце Юлие Цельсе, проконсуле провинции Азия. Здание стало своеобразным монументом Цельсу, мраморный саркофаг которого находится в цоколе здания, а статуя, найденная во время раскопок, в археологическом музее Стамбула. Внутренняя часть библиотеки полностью разрушена пожаром (конец III в.), а фасад здания, пострадавший во время землетрясения (X) восстановлен специалистами австрийского Археологического института (1970-1978). Восстановленный двухъярусный фасад библиотеки сейчас очень похож на театральную декорацию. На подиуме лестницы из 9 ступеней — 4 пары колонн ионического ордера, а над ними ещё 4 пары колонн, но уже коринфского ордера. В нишах фасада, образуемых колоннами нижнего яруса — копии (оригиналы в Венском музее Эфеса) статуй Арете (греч. Ἀρετή — доблесть), Эннойи (греч. Εννοια — ум), Эпистеме (греч. Επιστήμη — знание) и Софии (греч. Σoφíα — мудрость). От библиотеки на север по склону холма Пион (Панайыр) начинается главная городская дорога — Священный путь. Часть дороги около библиотеки вымощена мраморными плитками (V), поэтому ее иногда называют Мраморной дорогой.
С западной стороны дороги лежит Нижняя Агора, построенная еще при Лисимахе (около 280 г. до н.э.) и значительно расширенная (110 м на 110 м) при императорах Августе (27 г. до н.э. — 14), Нероне (54-68) и Каракалле (211-217). От библиотеки к Агоре ведут Ворота Августа, также называемые Воротами Мазеуса и Митридата. Согласно надписям на латыни и греческом именно они установили этот памятник в честь императора и его семьи. Нижняя Агора и построенный египетскими торговцами Храм Сераписа в ее юго-западном конце, закрыты из-за продолжающихся раскопок. Священный путь заканчивается около недавно отреставрированного Театра (диаметр 145 м, высота 30 м, 25 тыс. чел.), встроенного в склон холма Пион (Панайыр).
В театре, построенном в эллинистические времена и реконструированном при императорах Клавдии (41-54) и Траяне (98-117), проводились собрания горожан, театральные представления и бои гладиаторов. В 100 м к северу от театра находится Палестра (греч. Παλαίστρα, — частная школа для гимнастических упражнений), датируемая II в. От неё на запад, к бывшей городской гавани, вел широкий мраморный Проспект Аркадия (длина 600 м, ширина11 м), названный в честь императора Аркадия (377-408), при котором его украсили колоннами и статуями (ведутся раскопки). С северной стороны Проспекта Аркадия лежит комплекс зданий гимнасия (81-96), а также бани (IV) и стадион. Еще севернее, за нижними городскими воротами сохранились руины церкви Девы Марии (Meryem Kilisesi). В ней проходил III Вселенский собор (431), на котором Несторий, Архиепископ Константинопольский (428-431), был торжественно предан анафеме, а его учение (несторианство) о том, что в единой богочеловеческой личности Христа неслитно соединены две природы — божественная и человеческая, признано ересью. Около Sabrı Yayla Blv., идущего в Сельчук, хорошо сохранившиеся здания бань и гимнасия, построеных (II) богатым эфесским семейством Ведиус и посвященных Артемиде и императору Антонину Пию (138-161). Отсюда через ворота Корессос дорога (1 км) ведет к некрополю ранневизантийского периода, где в катакомбах холма Пион (Панайыр) есть еще одна христианская святыня — Пещера семи спящих отроков. По легенде, во времена гонения на христиан, молодых последователей Христа замуровали в пещере, обрекая на ужасную смерть от голода и жажды. Однако, проспав в ней 200 лет, они благополучно вышли из заточения и с радостью узнали, что христианство уже стало государственной религией.
В 2015 году на сессии комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО было принято решение о включении Эфеса в список объектов, представляющих особую культурно-историческую ценность для человечества.
Efes Antik Kenti
Comments on this entry are closed.