«Не делайте из еды культа»
И. Ильф, Е. Петров
Большинство наших соотечественников часто даже не подозревают о том, что все зарубежные и крупные российские авиакомпании на регулярных рейсах готовы предоставить пассажиру специальное питание. Причем это питание уже входит в стоимость авиабилета, никаких дополнительных наценок тут быть не может. Просто при покупке авиабилета надо уточнить, какие именно у вас вкусовые пристрастия. Например, на многих международных рейсах можно выбрать кошерное, мусульманское, диабетическое, низкокалорийное и питание обогащенное клетчаткой, а также питание, рекомендуемое при сердечнососудистых заболеваниях, ну и широкий выбор вегетарианского питания (западное, азиатское и строго вегетарианское).
В проездном документе (маршрутной квитанции), если вы все-таки выбрали себе на обед нечто особенное, должна стоять соответствующая отметка. Учтите также, что заказы на спецпитание принимаются не менее чем за сутки до вылета, иногда даже за двое (зависит от конкретной авиакомпании и вида питания).
Вообще бортовое спецпитание насчитывает несколько десятков видов и делится на несколько групп: медицинское, вегетарианское, детское, экзотическое и т.п. У каждого вида есть свой код, утвержденный ассоциацией IАТА. Например, KSML – код для кошерного питания, CHML – для детского, BBML – для младенческого, DBML – для диабетического и т.д. Специально выделено и мусульманское питание — MOML.
Наиболее многочисленна первая группа питания — медицинская. Помимо привычной диабетической кухни, существуют еще различные вариации. Скажем, для тех, кто страдает почечной или печеночной недостаточностью, предусмотрена особая диета.
Как минимум четыре разновидности насчитывает вегетарианская авиакухня: строгая, молочная, без содержания молока и азиатская. К продуктам, включаемым в это меню и требующим тщательной проверки, специалисты относят выпечку, маргарин и ряд других продуктов.
Немало хлопот у авиакулинаров и с религиозным питанием. Взять хотя бы кошерное. Приготовление кошерной пищи по правилам должно проходить под пристальным вниманием раввина. Но поскольку таких сотрудников в цехах бортпитания обычно не держат, поступившие заказы многие фабрики предпочитают направлять в Израиль, где с раввинами проблем нет. Это удобно еще и потому, что, помимо присмотра раввина за приготовлением кошерной еды, требуется соблюдение других условностей, например: порция должна быть упакована в непроницаемую пленку, на которую раввин ставит свою пломбу, и перед тем, как обед на борту самолета разогреют, пассажир должен проверить, что пломба и упаковка не повреждены.
Особый раздел бортового питания — детское меню. Тут важны не только содержание, так и форма. Младенческая же еда (это уже другая категория) представляет собой различные виды красиво оформленных овощного и фруктового пюре и йогуртов.
И, наконец, последняя группа питания — экзотика. К ней обычно относят обед из морепродуктов, фруктовую кухню с полноценной закуской, горячим и десертом, а также восточное питание — блюда китайской и японской кухни.
Конечно, разнообразие зависит от финансовых возможностей авиакомпании и ее договоренностей с цехом бортпитания. Цеха, занимающиеся кейтерингом (производством бортового питания), работают в аэропортах с базирующимися там авиакомпаниями.
Comments on this entry are closed.