«Нусрет» против британского флота

«Нусрет» против британского флота

in Из Стамбула,Чанаккале

После того как правительство младотурков приняло решение о вступлении Турции в Первую мировую войну на стороне Германии (30 октября 1914 г.) и закрыло проливы, черноморские порты России с огромными запасами зерна оказались отрезанными от союзников. Когда к концу 1914 г. позиционная война на западном фронте, стала превращаться в бессмысленную кровавую мясорубку, а русская армия, потерявшая после сражения в районе Мазурских болот более 1 млн. чел., стала испытывать недостаток в оружии и боеприпасах, в светлой голове первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля возник замысел новой операции. По его плану орудия британских линкоров должны были легко сравнять с землей несколько фортов и две старинные крепости, охраняющие Дарданнелы, а затем, войдя в Мраморное море, блокировать Константинополь и поставить Турцию на колени. Как только проливы откроются, оружие и боеприпасы пойдут в Россию, через Черное море, а русский хлеб станет доступным для союзников на Западе.

Гибель линкора Irresistible

Гибель линкора Irresistible

Огромный флот, собранный британцами для этой операции, помимо крейсеров, эсминцев и тральщиков, включал 15 линкоров (в том числе новейший Queen Elizabet), два дредноута, и линейный крейсер Inflexible. Французская эскадра состояла из четырех линкоров и вспомогательных судов. Хотя большинство этих линкоров уже устарело, их 12-дюймовые пушки, превосходили береговую турецкую артиллерию, а Queen Elizabet со своими 15-дюймовыми орудиями был еще более страшным противником. Дарданельская операция началась 19 февраля 1915 г. В течение месяца армада союзников перепахивала артиллерийским огнем античные берега пролива, разрушила городок Чанаккале, но так и не достигла своей цели. Флотские адмиралы оказались в патовой ситуации: их сдерживала не мощь противника, а его неуловимость. Тральщики не могли двигаться вперед, пока не подавлены береговые батареи, а линкоры не могли подойти достаточно близко, чтобы наверняка их уничтожить, пока не будут убраны мины с фарватера. Неожиданная развязка наступила в теплый солнечный день 18 марта. Во время очередной попытки окончательно разрушить крепости на берегах пролива флотилия потеряла сразу три линкора (английские Irresistible, Ocean и французский Bouvet ), а линейный крейсер Inflexible получил тяжелые повреждения. После такой оглушительной оплеухи, англичане отказались от идеи победить с помощью «коврового артобстрела», решив поддержать действия флота армейским десантом, высаженным на полуостров Гелиболу.

Минный заградитель Nusret, 1912 год

Минный заградитель Nusret, 1912 год

Так завершилась первая часть этой авантюры и история, сделав крутой поворот, открыла новую страницу кровавой драмы, героем которой предстояло стать малоизвестному командиру пехотной дивизии лейтенант-полковнику Мустафе Кемалю. Заслуга в поражении непобедимого британского флота поровну принадлежит не только двум скромным турецким офицерам (командиру минного заградителя Nusret Тофанелли Хакки и старшему минеру Хазми-бею), но и, конечно, беспечной самоуверенности англичан. В ночь на 8 марта Nusret под командованием Хакки установил в заливе Эренкёй, южнее мыса Кепез, 20 мин. Хазми-бей расположил их параллельно азиатскому берегу, там, где в предыдущие дни маневрировали корабли союзников. В течение последующих 10 дней британские тральщики, даже обезвредив 3 мины, не догадались, что их тут целый ряд. Так, несмотря на свои скромные характеристики (водоизмещение 365 т, скорость 12 узлов, вооружение — две 47 мм пушки и 40 мин), Nusret, построенный (1911-1912) на верфи Schiff & Maschinenbaun AG Germania в Киле, нанес самый большой за годы войны ущерб британскому флоту на Средиземном море. В 1962 г. легендарный Nusret, плававший в составе ВМС Турции, продали частной фирме и перестроили в грузовое судно Captain Nusret, затонувшее (1989) в результате аварии в порту Мерсин.

Tweet

Comments on this entry are closed.