Одной из главных достопримечательностей Газимагусы (Фамагусты) считаются укрепления Старого Города (длина стен – около 3 км, высота – 21 м, мощность – 7 м) которые часто называют Венецианскими (Venedikliler), хотя возвели их еще при Лузиньянах в XIII веке. Правда, венецианцы существенно реконструировали крепость. Стены, построенные при франкских королях из тесаного камня, были очень высокими, но довольно тонкими. Поэтому после захвата острова венецианцы пригласили из метрополии лучших специалистов, чтобы те подготовили город к штурму с возможным применением артиллерии: надвигалась война с Османской империей. Инженеры существенно увеличили толщину стен и выкопали по флангам цитадели ров (ширина до 46 м), который заполнили водой.
Внутри периметра Старого Города находились бастионы, ворота, пандусы, конюшни, продовольственные и оружейные склады, вобщем все необходимое для того, чтобы выдержать как штурм, так и длительную осаду.
Ворота, через которые сегодня можно попасть в Газимагусу, построили уже при турках. Во времена венецианцев проникнуть через укрепления со стороны суши можно было только по подъемному мосту через башню бастиона Ривеллино (Rivellino), названную турками Аккуле (Akkule — Белая башня).
Самый восточный бастион назывался Арсенальным (Arsenale). Сегодня он носит имя Джанбулата (Canbulat) – турецкого офицера, прославившегося храбростью еще при взятии Никосии и геройски погибшего при штурме Фамагусты. Считается, что Джанбулат-бей вывел из строя венецианскую оборонительную машину, представляющую собой тележное колесо, усаженное ножами, которое рубило в капусту каждого кто пытался приблизиться. Смельчак закрыл своему коню глаза ладонями и направил его прямо на бешено вращавшиеся ножи. Венецианская адская мельница перемолола и скакуна, и наездника, но механизм ее был невосстановимо поврежден. Ценой жизни храбрец открыл штурмующим проход в город. Джанбулат-бея похоронили здесь же, у бастиона, а его могила стала местом паломничества. Сейчас рядом расположен небольшой музей Джанбулата (Canbulat Müzesi).
Кроме входа через Ривеллино, венецианцы в 1496 году предусмотрели также ворота со стороны моря – Порта-дель-Маре (Porta del Mare), в создании которых непосредственное участие принял комендант Николо Приоли (Nicolo Prioli). Отметим, что двое других ворот в город построили уже во время британского правления. Вход в Старый Город со стороны моря турки называют Дениз Капысы (Deniz Kapısı): его деревянные ворота покрыты металлом, а дополнительную защиту обеспечивают специальные решетки, которые поднимаются и опускаются на цепях. Ворота украшает крылатый лев Святого Марка, а имя Николо Приоли и его герб выгравированы на мраморе. С внутренней стороны ворот возвышается еще один мраморный лев. Согласно легенде, где-то здесь (как водится подо львом) спрятали клад, однако нашли его или нет, до сих пор точно неизвестно.
К северу от морских ворот расположена цитадель Кастелло (Castello), которую заложили в XIV веке, в период правления Лузиньянов. Первоначально она предназначалась для защиты входа в гавань. Позже, в 1492 году, крепость перестроили под руководством венецианского коменданта Николо Фоскорини (Nicolo Foscorini). В плане Кастелло представляет собой почти правильный прямоугольник с массивными круглыми башнями по четырем углам. Крепость окружал ров, наполненный водой, который осушили только в 1900 г. по приказу английского губернатора из-за угрозы распространения малярии.
Вход в цитадель находится близ ее юго-восточной башни, которую сегодня не называют иначе как башней Отелло (Othello Kulesi), причем часто это название распространяется на всю цитадель. С высоты арки главного входа на каждого входящего смотрит непременный крылатый лев. Шекспир, упоминая в трагедии крупнейший портовый город Кипра, не называет его Фамагустой, но именно здесь жили венецианские наместники. Считается, что сюжет «Отелло» частично повторяет историю жизни Христофора Моро (итал. moro – мавр), командовавшего венецианскими войсками Кипра в 1505–1508 гг. и потерявшего на острове жену.
От ворот Порта-дель-Маре улица Liman Yolu (ул. Лиман) ведет на запад к мечети Лала Мустафа-паши (Lala Mustafa Paşa Camii, 1289–1312) – одному из самых красивых и впечатляющих произведений готической архитектуры Востока. При Лузиньянах это был кафедральный собор Святого Николая, в котором короновались многие короли Кипра и Иерусалима. В этом же соборе подписала отречение от престола в пользу венецианцев последняя королева Кипра Катарина Корнаро. После артиллерийской бомбардировки города османами в 1571 году собор сильно пострадал, однако впоследствии его здание практически полностью восстановили, пристроили минарет и преобразовали в мечеть. До 1954 года она носила имя Святой Софии, однако в последствии ее переименовали в честь главнокомандующего турецкой армии, завоевавшего Кипр.
По совершенству архитектуры и декоративному убранству бывший собор Святого Николая не уступает лучшим готическим соборам во Франции, послуживших образцами при его создании. Богато украшенный портал с ажурным орнаментом и западный фасад, оформленный по образцу Реймского собора – шедевры готического стиля. Рядом с главным входом мечети Лала Мустафа-паши растет очень старая, огромных размеров сикомора (лат. Ficus Sycomorus). Ученые полагают, что возраст этого представителя семейства фиговых, родина которых находится в восточной Африке, составляет около 700 лет и оно, если не самое старое, то одно из самых старых на Кипре.
Метрах в ста к востоку от мечети находятся развалины дворца венецианских наместников – Палаццо-дель-Проведиторе (Palazzo del Proveditore), построенного в XIII веке. Лучше всего сохранился вход с четырьмя мощными колоннами, привезенными из Саламина, на которые опираются три сводчатые арки. Над средней аркой высечен герб венецианского коменданта крепости Джованни Ренье (1552). На руинах дворца турки построили двухэтажную ссыльную тюрьму. Самым известным ее узником стал Намик Кемаль (Namik Kemal). «Шекспир турецкой литературы» жил на Кипре в изгнании. Сейчас здесь расположен посвященный ему музей (Namık Kemal Zindanı Müzesi).
Самый западный бастион Мартиненго (Martinengo) назван по имени венецианского архитектора Джованни Микеле Мартиненго, реконструировавшего эту часть крепостных сооружений в 1550–1559 гг. Стены треугольного в плане бастиона до сих пор выглядят внушительно и грозно, хотя башни уже кое-где обвалились. Внутри много узких проходов, широких каменных залов, глубоких колодцев, осыпавшихся погребов. Все орудийные помещения оборудованы специальной вентиляцией для удаления порохового дыма, а в стенах сделаны ниши для хранения бочек с порохом и орудийных ядер. Однако мощь бастиона оказалась невостребованной: турки не решились его атаковать, а нашли более слабые места в обороне города.
На крепостном дворе прямоугольной формы у стен разложены старинные орудийные стволы и ядра, многие из которых вырублены из камня. Кое-где на стенах и башнях нанесены каменные изображения крылатых львов. Рядом с орудийными стволами и ядрами в некоторых местах видны обломки мраморных статуй.
Местоположения на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.