Саламин находится примерно в 8 км к северу от Газимагусы. История приписывает основание Саламина герою Троянской войны Тевкру. Он был сыном Теламона, царствовавшего на греческом острове Саламин (Salamis). За то, что Тевкр не уберег своего брата Аякса от гибели, разгневанный отец изгнал его из дома. В итоге Тевкр попал на Кипр, где основал город, назвав его в честь потерянной родины. Саламин вырос на побережье рядом с некогда процветавшим городом Энкоми и стал его преемником, чуть позднее превратившись в важный политический и культурный центр. В период расцвета он насчитывал 120 тыс. жителей и был самым крупным городом Кипра.
О периоде с XI–VII вв. до н.э. сохранилось довольно мало исторических сведений. Известно, что это было время роста морского могущества Кипра, а удобная гавань сделала Саламин главным портом посреднической торговли в восточном Средиземноморье. В течение полутора столетий он занимал главенствующее положение среди кипрских городов. В 332 и 342 гг. два крупных землетрясения полностью разрушили Саламин, при этом большая часть города оказалась под водой. Однако, уже в середине IV в. при сыне Константина Великого Констанции II город (тогда он назывался Констанция) снова стал столицей Кипра.
В середине VII веке на Кипр участились нападения арабов, и жители Саламина были вынуждены перебраться в находящуюся по соседству Фамагусту. Заброшенный город стал быстро разрушаться. Согласно историческим хроникам, мертвый Саламин еще долго сражался с природой: в течение нескольких веков из под земли торчали головы статуй и колонны, но и их постепенно занесло песком. По мнению археологов, может быть, именно благодаря песку древнему Саламину удалось «выжить». В XIX веке на территории древнего города начались раскопки, давшие исследователям богатый археологический материал и большое количество значительных памятников античной архитектуры. Руины занимают площадь около 5 кв. км и находятся в чрезвычайно живописной местности.
Самый впечатляющий памятник Саламина – римский гимнасий, расположенный у северной черты города. Сохранилась мощная мраморная колоннада его палестры. Гимнасий был не просто стадионом, но и местом, в котором собирались мужчины поговорить о политике, философии, ну и, конечно, о делах. Как и во все общественные здания, доступ сюда был открыт только для граждан. К восточной стороне колоннады гимнасия примыкают развалины терм с фригидарием (холодной ванной) и судаторием (паровой ванной), все еще украшенные фрагментами мозаики, изображающей Леду с лебедем и Аполлона с Артемидой, поражающей детей Ниобы. Южнее гимнасия сохранился фундамент римской виллы с чудесной мозаикой, изображающей Орфея.
Самое внушительное сооружение Саламина – театр, вмещавший около 15 тысяч зрителей и датируемый I в. н.э. Когда то он считался самым большим не только на Кипре, но и во всем Средиземноморье. Примечательно, что театр построен не на естественном склоне, а на ровном месте, и что диаметр его орхистры равен 27 м. В IV веке театр почему-то забросили, а выломанный из него мрамор пустили на строительство терм. Восемь рядов сидений довольно хорошо сохранились, а остальные тщательно отреставрированы.
При греках в самом центре Саламина находилась агора – городской рынок. Ее длинная, вытянутая с севера на юг площадь была окружена каменной колоннадой. В южном конце агоры сохранились руины святилища Зевса Олимпийского, к которым ведет широкая лестница. Исследователи считают, что это святилище было одним из самых величественных на римском Кипре. В северном конце агоры находились пропилеи – парадный вход на рыночную площадь. Он был образован пятью арками, частично включенными в стену огромной цистерны для хранения воды. Вода подводилась по акведуку из источника, находившегося в 58 км от Саламина. Сохранились монументальные каменные арки акведука, опирающиеся на огромные четырехуровневые столбы.
К северо-западу от агоры виднеется скопление колонн из египетского гранита. Это все, что сохранилось от гранитного форума. Предполагают, что именно здесь была центральная площадь города. Между форумом и агорой уцелел фундамент раннехристианской базилики – самой большой и самой древней на Кипре (втор. пол. IV в.).
На выезде из Саламина в сторону Северной Никосии — Лефкоши можно осмотреть царские гробницы, в которых с VIII по VI вв. до н.э. хоронили властителей города. Во время раскопок, проведенных в некрополе, открыты 150 захоронений сановников и, возможно, правителей города. Надо заметить, все они оказались разграбленными. Тем не менее, до нашего времени сохранились глиняные сосуды, предметы мебели и драгоценности, которые сегодня выставлены в Национальном музее в Никосии.
Найдены также остатки трех тронов и одного ложа. Один из тронов, богато украшенный пластинами из слоновой кости, довольно хорошо сохранился. И хотя дерево, из которого он был сделан, истлело, пластины позволили его реконструировать. Две из них – шедевры косторезного искусства. Одна изображает стоящего крылатого сфинкса, увенчанного коронами Верхнего и Нижнего Египта, а на второй нанесен изящный растительный орнамент с цветами лотоса. Детали пластин украшены позолотой и специальной пастой голубого и серого цветов. Подобные пластины найдены также во «дворце Нимрода» и датированы, как и пластины из царских гробниц, началом VII в. до н.э. Исследователи сделали вывод, что, предположительно, в северной Сирии работала мастерская по изготовлению мебели из дерева и слоновой кости для царских дворов. В этом же захоронении найден большой бронзовый котел, украшенный грифонами, и железная подставка-трипод к нему.
В одном из захоронений, находившимся под большим курганом, обнаружены остатки двух колесниц и скелеты лошадей. В одной из колесниц оказался железный меч, известный сегодня под названием «Королевский меч» и датируемый примерно 600 г. до н.э. До нашего времени сохранились только его металлические части. Деревянная ручка и кожаные ножны истлели, но от них остался отпечаток на земле. Ручка крепилась к лезвию бронзовыми гвоздями, покрытыми тонкими серебряными пластинками.
Salamis Harabeleri
Comments on this entry are closed.