Известный журналист, переводчик и издатель в Османской империи времен эры Танзимата (периода реформ) Ахмед Мидхат родился в 1844 году в Стамбуле, в семье коммерсанта средней руки. Писательская карьера будущего литератора началась в 1868 году, когда друзья помогли ему устроиться в газету Tuna («Дунай»). В юности Ахмеду пришлось уехать из Стамбула. Тогда-то его и познакомил с западной литературой турецкий художник Осман Хамди-бей, с которым они встретились в Багдаде. Заметим, что Мидхат свободно владел французским, персидским (фарси) и арабским языками.
После смерти старшего брата на плечи Ахмеда легла забота о семье. В 1871 году он решает напечатать собственную книгу, а в 1878 году начинает издавать газету Tercüman-i Hakikat, которая впоследствии окажется долгожительницей в истории турецкой прессы. Чтобы как-то отличаться от популярного политика того же времени Ахмеда Мидхат-паши, свои работы он подписывал Ахмед Мидхат Эфенди. О плодовитости писателя сами за себя говорят около двух с половиной сотен сохранившихся опусов, включая переводы.
В возрасте 36 лет, в 1880 году, Мидхату Эфенди удалось-таки осесть в Стамбуле. Прислушавшись к советам докторов, рекомендовавшим ему тихое место на берегу Босфора, в 1887 году он приобретает надел земли с постройкой в районе пристани Бейкоза. На этом месте (угол Fevzi Pașa Cad.) он возводит трехэтажный особняк, где проводит следующие 22 года своей жизни. Заметим, что Мидхат Эфенди был основателем спортивного клуба в Бейкозе.
Строительство йалы завершили только в 1894 году, когда Ахмед Мидхат с женой, двумя ее сестрами и десятью детьми переехали в эту прибрежную резиденцию и стали жить там одной большой семьей. В доме было двадцать спален, тем не менее, нашлось место даже комнате для молитв на верхнем этаже. Разумеется, в особняке предусмотрели домашний театр, на сцене которого играли свои и соседские дети. Но гордостью йалы была, конечно, большая библиотека, где каждую пятницу среди друзей велись разговоры о мировой литературе.
Известные писатели и поэты того времени собирались в доме Ахмеда Мидхата на литературные собрания и диспуты. Частым гостем в йалы была и Нигяр Ханым (Nigâr Hanım) – османская поэтесса, которая первой освоила современный западный стиль в женской поэзии. Она родилась в семье стамбульского аристократа Маджара Осман-паши, выходца из Венгрии, поэтому была хорошо образована (8 языков, игра на фортепиано) и вхожа во дворец, где давала уроки дочерям и женам султана. Выйдя замуж в 14 лет, но неудачно, Нигяр тут же развелась. В это же время она стала писать, поэтому неудивительно, что большинство ее стихов, посвященных несчастной любви, полны тоски и одиночества.
В течение долгого времени йалы окрашивали в темно-красный цвет (османский розовый), поэтому дом служил хорошим ориентиром на Босфоре. После смерти Ахмеда Мидхата Эфенди особняк поменял много хозяев. Уже во время реставрации в 1991 году йалы перекрасили в белый (скорее, кремовый) цвет, тогда же добавили и балконы на фасаде. В настоящее время прибрежный особняк сдается внаем, как отдельные апартаменты.
Ahmet Mithat Efendi Yalısı
Местоположение на Карте достопримечательностей
Comments on this entry are closed.