Пожалуй, каждый из прибрежных особняков на Босфоре, или как их еще называют, йалы, может похвастаться своими прежними или нынешними хозяевами, или уж, как минимум, интересной или даже загадочной легендой. При этом, в их жизнеописании случаются такие интерлюдии, которые, пожалуй, и нарочно не придумаешь. Вот, например, один современный эпизод из биографии йалы Эдхем Пертева, также известного, как Сарайлы Ханым Йалысы (Saraylı Hanım Yalısı) и Сюслю Йалы (Süslü Yalı). Заметим, что хотя в переводе Süslü – это фантазия, рассказанная ниже история – чистейшая правда. Напомним только, что наследники первого производителя одеколона в Турции, свою летнюю резиденцию в Канлыдже (округ Бейкоз) продали. Ныне особняк находится в собственности некой семьи, из подробностей о которой пресса упоминает лишь об ее главе — известном турецком бизнесмене еврейского происхождения.
Так вот, 21 июля 2015 года в районе часа пополудни (а точнее, в 12:54 p.m.), когда все постояльцы особняка находились дома, 106-метровый сухогруз Majed and Randy под флагом Сьерра-Леоне, следуя через Босфор в Мраморное море, потерял управление (то ли отказ техники, то ли ошибка экипажа) и, со всей свой многотонной дури, въехал носом в йалы Эдхем Пертева. В результате, комната на втором этаже йалы была почти полностью разрушена. К счастью, обошлось без жертв и загрязнения окружающей среды. Сухогруз, получив незначительные повреждения, встал на якорь рядом с мостом Мехмеда Фатиха, а затем был отбуксирован в более безопасное место в заливе Бюйюкдере.
Вообще говоря, это далеко не первое подобное происшествие. В 2009 году пустой сухогруз, следующий из Израиля на Украину, после отказа двигателя начал дрейфовать и сел на мель, предварительно своротив причал и крышу у одного из йалы в районе Анадолу Хисары. Никто из обитателей невезучего строения не пострадал.
Немудрено, что хозяева прибрежных особняков, стоимостью 10-15 миллионов долларов, испытывают законное недовольство, да и беспокойство за свою жизнь, и здоровье своих близких. За год через Босфор проходят до 50 тысяч различных судов (до 160 ежедневно), включая огромные нефтеналивные танкеры. При этом, за 50 лет (с 1953 по 2003 год) здесь произошел 461 несчастный случай.
Среди примеров наиболее значительных катастроф обычно приводят взрыв румынского танкера Independanta, водоизмещением 164 тысячи тонн. В середине ноября 1979 году он столкнулся с греческим фрахтером недалеко от брекватера вокзала Хайдарпаша. Почти весь экипаж танкера (42 человека) погиб, а продукты горения (около 94 тысяч тонн сырой нефти) в течение нескольких недель сильно загрязняли воздух Стамбула и акваторию Мраморного моря. Чудом удалось избежать экологической катастрофы в 2003 году, когда судно под грузинским флагом село на мель, а в воду попало 480 тонн нефти. Вполне логично поэтому, что одним из наиболее амбициозных мега-проектов турецкого правительства является Kanal İstanbul, в результате реализации которого искусственное русло длиной 48 км соединит Черное и Мраморные моря, существенно уменьшив трафик через Босфор.
Comments on this entry are closed.