Хотя ключевые мечети Стамбула, возведенные на семи городских холмах, определяют исторический силуэт мегаполиса, не менее впечатляющими «жемчужинами» являются городские башни. Все эти сооружения, вне зависимости от их функционального назначения и исторической ценности, сегодня стали неотъемлемыми компонентами идентичности Стамбула. Как и недавно отстроенные небоскребы, все башни, за одним исключением, расположены на европейском берегу. Отметим, что, например, пожарная башня Баязида, а попросту, каланча, в свое время позволяла получать своевременные предупреждения о пожарах, которые угрожали городу. Той же цели долгое время служила и Галатская башня. А вот Девичья башня, часто называемая «жемчужиной Босфора», благодаря своему стратегическому положению в до-османский период использовалась, в основном, в военных целях. В свою очередь, часовые башни Долмабахче и Йылдыз призваны были стать символом неподвластного времени правления султана Абдул-Гамида II.
Галатская башня
Как известно, Галатскую башню возвели в 1438 году генуэзцы, не ладившие в то время с византийцами. Она была частью укреплений (позже разрушенных), которые окружали верхние городские кварталы. Говорят, ее красотой был поражен несклонный обычно к сантиментам султан Мехмед Фатих, который даже воспел ее в своих виршах, в том смысле, что, если он – султан Стамбула, то она – султан Галаты. Напомним, что эти места были заселены преимущественно не-мусульманами. Позже помещения башни использовались для содержания заключенных. В основном, это были рабы для галер и иных работ на ближайшей верфи. С преобладанием каменных строений в районе Пера, от наблюдений за очагами возгорания с башни постепенно отказались. Кстати, столь привычная теперь коническая крыша над Галатской башней не аутентична, поскольку появилась совсем недавно, после реконструкции в 1960-х годах. А вот почему это сооружение также называют башней Хезарфена – «турецкого Икара», можно прочитать здесь.
Девичья башня
Среди башен Стамбула Девичья башня является, пожалуй, самой легендарной, не зря же она стала одним из самых узнаваемых символов города. За свою длинную историю, это сооружение, стоящее на скалистом островке примерно в 200 м от азиатского берега (округ Юскюдар), неоднократно перестраивалось и меняло свой облик. Источники упоминают о неком строении еще в 411 г. до н.э., однако не указывают его форму. Время от времени башня служила местом заточения проштрафившихся государственных чиновников. Разрушенная огнем в 1719 году, через семь лет ее восстановили под руководством некоего Ибрагима-паши. Во многом свой современный вид Девичья башня приобрела именно после этого ремонта. Используемая под карантинный госпиталь во время эпидемии чумы (1830), башню во времена правления султана Махмуда II снова реконструировали. С началом республиканского периода сооружение использовалось в основном как маяк. После еще одной реновации в 1992 году, башню открыли для посетителей. Кстати, о романтических историях, связанных с Девичьей башней, или, как ее еще называют, башней Леандра, можно прочитать здесь.
Башня Баязида
До того, как на этом месте появилась каменная каланча, здесь воздвигались деревянные сооружения, которые сами сгорали в сильных городских пожарах. Башню, получившую имя легендарного султана Баязида, возвели в 1828 году при активном участии архитектора из знаменитой династии — Сенекерима Бальяна. Однако уже в 1894 году строение не устояло перед очередным пожаром, правда, вскоре было восстановлено в соответствии с оригиналом. Башня, ранее облюбованная пожарниками, все еще находится в эксплуатации, но используется теперь для метеорологических наблюдений. И это немудрено. Ведь башню Баязида, высотой около 85 метров построили на одном из самых высоких мест Стамбула. Попасть в нее — мечта любого фотографа, желающего сделать панорамные снимки города.
Часовая башня Долмабахче
Султан Абдул-Гамид II, который появлялся на публике разве что на пятничной молитве, старался компенсировать свою «невидимость» возведением общественных сооружений, такими например, как часовые башни, которые во времена его правлении появились в Стамбуле, Дамаске и Измире. Часовую башню Долмабахче, ставшую украшением европейского берега Босфора, возвели по проекту еще одного архитектора из знаменитой династии — Саркиса Бальяна. Поднимаясь на 27 метров в высоту она отражает стиль, в котором как бы смешались барокко, неоклассицизм и ампир.
Часовая башня Йылдыз
В таком же эклектическом стиле, что и часовая башня Долмабахче, построена и часовая башня Йылдыз. Возведенная в 1890 году, так же во времена правления султана Абдул-Гамида II, она, тем не менее, заняла более высокое место в государственном протоколе, поскольку оказалась рядом с дворцом Йылдыз – новым местом власти в столице Османской империи.
Comments on this entry are closed.