Семь заповедей начинающего туриста

«Не призирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его»

И.А. Крылов

Проблема выбора преследует нас всю сознательную жизнь. Сначала мы выбираем игрушку поярче, потом друзей поинтересней, потом работу получше, жену покрасивее, начальника поумнее, машину покруче и пошло поехало… Кончается это все выбором участка на кладбище попрестижней, но правда уже без нашего участия. Однако не будем о грустном. Так или иначе, проблема выбора того или иного постоянно весит дамокловым мечом и отравляет или слегка омрачает (в зависимости от темперамента) наше, в общем-то, беспечное существование в этом прекрасном мире.

Выбор туроператора

Конечно, очень хорошо, когда «при всем богатстве выбора альтернативы нет», но, увы, такое встречается крайне редко. Если мы спросим вас, а что самое главное при выборе, то, даже самый недогадливый, сразу же ответит: — «Главное не ошибиться, чтобы не было потом мучительно больно …» (да простит нас классик соцреализма). Но есть еще более ответственное и сложное занятие, чем выбор. И занятие это давать советы выбирающему. Занятие прямо скажем неблагодарное и мутное, часто приводящее совсем к другим результатам, нежели к тем, на которые рассчитывают наивные люди. Ведь советы, которые даются от чистого сердца, могут потом трактоваться пострадавшей стороной как злой умысел, чуть ли не подпадающий под статью Уголовного Кодекса. Даже если выбирающий будет корректировать получаемые советы с помощь проверенных жизнью алгоритмов типа – «выслушай все, что сказала женщина и сделай наоборот», то гарантированного успеха ожидать все равно трудно.

Этим лирическим вступлением мы пытаемся в какой-то степени снять с себя тот груз ответственности, который добровольно взваливаем на свои не очень могучие плечи. И сразу же заявляем, не ищите тут никаких рекомендаций, не ждите от нас никаких советов и даже не надейтесь найти какие-то намеки. Вся ответственность выбора все равно ляжет на вас. Разумнее всего – учиться на чужих ошибках, поэтому, проанализировав и обобщив свой собственный опыт, опыт наших друзей и знакомых, а также информацию, почерпнутую из Интернета, можно предложить, на какие моменты в первую очередь желательно обратить внимание.

Конечно, если дело касается выбора туристической фирмы, то тут на первый взгляд все проще. Во-первых, есть Интернет. Заходите на найденный через поисковую систему веб-сайт компании, кликаете раздел «Спецпредложения» и, восхищаясь низкой ценой, начинаете лихорадочно набирать счастливый телефонный номер.

Для не столь продвинутых граждан существуют различные специализированные печатные издания, большей частью бесплатные. Обычно, выбирая предложения, турист ориентируется на размер рекламного модуля и на обозначенную стоимость тура. Первое в принципе верно – величина рекламного модуля и профессионализм его выполнения может многое сказать о состоятельности компании. Что же касается объявляемой стоимости туров, тем более с предлогом «от…» – то им особо доверять не следует. Скорее всего, вам в дальнейшем сообщат, что «Турция за $150» в наличии действительно имеется, но в данном случае имеется в виду стоимость путевки для ребенка при условии проживания двух взрослых.

Туристические фирмы предлагают нам продукт совсем необычный: его нельзя потрогать руками или попробовать на вкус. Они, как это ни странно, продают мечту. Нашу мечту о путешествии — прекрасном, необычном, запоминающемся. И в этом случае вступает в действие закон психологии: если что-то вдруг не соответствует нашим представлениям о «большой и светлой мечте», то, конечно, виновата турфирма. А тут еще с помощью публикаций в прессе, «страшных» рассказов знакомых наших знакомых и все ведающих слухов, в обществе сформировался стереотип, что, в какую бы турфирму вы ни обратились, вас ждет страшный обман или плохое исполнение заказа. Но только в Москве выданы тысячи лицензий на осуществление туристической деятельности. А в среднем в каждой фирме работает от 6 до 10 человек. Ну не могут же все они быть мошенниками и жуликами! А как хочется отдохнуть! Поэтому поверьте в свою звезду и идите в выбранную фирму без предубеждения и подозрительности.

Но для начала определимся с терминологией. Чтобы не попасть впросак, желательно знать основную терминологию, применяемую в туристическом бизнесе. В нашей могучей державе, а также в странах ближнего зарубежья попасть за рубеж вам могут помочь либо туроператоры либо турагенты.

Туроператор – это оптовая туристическая компания (в международном туризме), занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый спрос, и продающая их через сеть турагентств. В странах бывшего СССР туроператором называется любая турфирма, имеющая собственный турпродукт и сбывающая его не только через турагентов, но и непосредственно туристам.

В свою очередь турагент – это туристическая фирма, занимающаяся исключительно реализацией сформированных туроператором туров. На территории СНГ турагент сбывает обычно путевки нескольких туроператоров. Прибыль турагента составляют комиссионные от проданных туров.

Однако если в теории различия между туроператорами и турагентами представляются достаточно ясными, то на практике туроператоры одновременно выступают также агентами, то есть занимаются еще и реализацией чужих туров, а турагенты, изначально только продававшие туры операторов, развивая деятельность, начинают формировать собственные маршруты. Кроме того, очень часто российские туроператоры не занимаются формированием туристского продукта, а только добавляют транспортные услуги к полному пакету услуг, предоставляемому зарубежным партнером, и по существу, являются турагентами зарубежных туроператоров. А что касается цен, то лишь немногие туроператоры накручивают на стоимость путевки дополнительные суммы, так как по законам коммерции турагент получает комиссионные проценты от туроператора, и стоимость услуг для клиентов у них одинакова. У каждого туроператора может быть несколько турагентов, поэтому ничего удивительно, если вы окажетесь в гостинице, например, в одном номере с человеком, купившим путевку совсем в другой фирме.

У наших земляков, известных своей нелюбовью к посредникам, сразу же возникает вопрос: зачем идти к агенту, если лучше купить тур непосредственно у оператора? Кажется логично? Однако мнение это ошибочное. Начнем с того, что по системе «оператор-агент» работает весь мир. Оператор занят организацией перелетов, получением виз, переговорами с зарубежными партнерами. И ему выгоднее все хлопоты по продаже туров переложить на плечи агентств. Агентство, в свою очередь, получает возможность сосредоточиться непосредственно на продаже туров. Естественно, раз агентство живет от продаж, его сотрудники стремятся как можно больше узнать о том или ином продукте, изучают все нюансы, чтобы быть готовыми к самым каверзным вопросам клиентов. Хорошие операторы, дорожа своими агентами, устраивают для них специальные семинары, проводя за свой счет ознакомительные поездки. Опять же, агентство может выбирать из множества туроператоров и поэтому предложит вам оптимальную цену и наиболее надежные и качественные варианты. К примеру, только по Турции работают несколько известных туроператоров, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны.

В этих обстоятельствах успех вашего путешествия зависит не столько от правильного выбора фирмы, сколько от правильного выбора тура, так как сегодня практически любая турфирма не только продает «готовые» (пакетные) туры (у нас их по старинке называют путевками), где за определенную цену турист получает гарантированный набор услуг, но и предлагает организацию индивидуальных путешествий, когда программу поездки формирует сам клиент в расчете на свой бюджет.

Поэтому, производя телефонный маркетинг или изучая рекламу, при сравнении цен обязательно выясните, что включает названная стоимость. Сегодня в условиях жесткой конкуренции любая турфирма стремится найти компромисс между ценой и удобством для клиента. Однако чудес на свете не бывает, и более комфортабельное путешествие всегда будет стоить дороже. Помните это, иначе вы можете стать жертвой рекламной уловки. Так что все равно придется выбирать, расставлять для себя самого приоритеты – что важнее, а чем можно поступиться. К чему вы больше расположены – к ленивому или активному отдыху, к самопожертвованию ради детей, или наоборот, пусть дети привыкают к суровой правде жизни, когда им приходится хвостиком следовать за прихотями взрослых.

Ковбой Мальборо

Ковбой Мальборо

Будущие туристы всегда пытаются обсуждать с работниками турагенств детали своей планируемой поездки. Знакомая ситуация? Разговор идет на разных языках – на птичьем и тарабарском. С одной стороны жизнерадостное чириканье про то, что вот хочется куда-нибудь поехать, но нет понятия куда, не посоветуете ли? Да чтоб было очень хорошо, но совсем дешево. Что такое «хорошо», при этом из трелей совершенно не ясно. Другая сторона, в лице менеджера турфирмы, постоянно втирает тарабарские термины, что-то вроде «полупансион, чартер, трансфер, сингл, дабл, олл инклюзив, ваучер…» — эдакий пиджин-инглиш! Как ни крути, а тут нужен переводчик. Поэтому, чтобы потом не обижаться друг на друга, лучше усвоить сразу: если вы хотите полежать у моря, поездить на экскурсии, побаловать желудок отменными блюдами и напитками, доставить радость жене, осчастливить детей, сделать удачные покупки, подтянуть живот и фигуру, встряхнуться от серости обыденной жизни, сыграть в приключения или в красавца ковбоя Мальборо, покоряющего чужую страну, но при этом поменьше трястись в самолете или автобусе, потратить очень мало денег, но получить номер с видом на море и горы, быть в полной безопасности и спокойствии – то этого вы нигде и никогда не найдете. Нет такого места на земном шаре, чтобы все выше перечисленное случалось одновременно, сразу и практически бесплатно.

Туроператоров, а особенно турагентов сейчас развелось не то что много, а очень много. В первом приближении их можно разделить на две группы: крупные и небольшие. У каждой из этих групп есть свои достоинства и недостатки. Крупные фирмы обычно имеют больший ассортимент предлагаемых мест отдыха, многолетний опыт работы и солидную репутацию. Но зачастую там преобладает «поточный» метод работы, не в полной мере учитывающий индивидуальные пожелания заказчика. Небольшие турфирмы обычно делают ставку на индивидуальную работу с заказчиком, пытаясь максимально учитывать его пожелания или имитировать такие попытки. Однако они не всегда могут предложить такое разнообразие мест отдыха. Что касается цен, то в небольших фирмах они иногда даже могут оказаться немного ниже, чем у более крупных конкурентов — за счет меньшей «нормы прибыли» или накладных расходов. Однако ни в коем случае не следует думать, что обратившись только к крупному туроператору вы гарантируете себе беззаботную жизнь. Стопроцентной гарантии на рынке туристических услуг в принципе не существует. Даже самые маститые и опытные туроператоры могут попасть в череду непредвиденных обстоятельств из-за нарушения обязательств авиакомпанией, принимающей стороной, гостиницей или просто из-за разгильдяя водителя автобуса, не встретившего рейс, что в конечном итоге аукнется на вас. Поэтому при выборе турфирмы, которой вы собираетесь доверить свой отдых, хорошее настроение и деньги, уповайте на господа Бога и попытайтесь следовать следующим добрым семи заповедям.

Семь заповедей начинающего туриста

Tweet