Городские достопримечательности Антакьи

Городские достопримечательности Антакьи

in Антакья,Из Стамбула

В археологическом музее Антакьи (Antakya Arkeoloji Müzesi) хранится одна из богатейших в мире коллекций римской мозаики, уступающая разве что находкам в Зеугме (Газиантеп). Созданием музея озаботилась еще французская администрация в 1934 г., однако для публики он открылся только в 1948 г. Обширная и весьма толково размещённая экспозиция дает представление о многочисленных цивилизациях, сменявших друг друга на землях самой южной провинции Турции.

Фрагмент мозаики «Глаз дьявола»

Фрагмент мозаики «Глаз дьявола»

Большинство мозаик, датируемых I-V вв. и найденных в прибрежных римских виллах, отображают отдельных персонажей и сюжеты из мифов. Одной из наиболее известных работ считается «Глаз дьявола» (II), на которой этот вполне человеческий сенсорный орган, уже пораженный стрелой и мечом, атакуют птица, змея, скорпион, сороконожка и лающие собаки. Сопровождает всю эту компанию карлик с неприлично большим фаллосом. На Gündüz Cad. (ул. Гюндюз) рядом с мостом Ата Кёпрюсю находится еще одна достопримечательность АнтакьиГюндюз Синема (Gündüz Sinema), которым владеет семья Адали. В здании начала прошлого века (1920), выполненном в стиле арт-деко, размещался когда-то парламент Республики Хатай. Говорят, что основной репертуар этого очага культуры (sinema — кинотеатр) составляли до недавнего времени фильмы для взрослых, а проще говоря, «мягкое» порно.

Мечеть Хабиб-и Неджар

Мечеть Хабиб-и Неджар

Мирное взаимодействие исповеданий и культур — визитная карточка Антакьи. За мостом Ата Кёпрюсю, в «старом» городе, помимо нескольких мечетей, действуют храмы православных, католиков, протестантов и иудеев. К северу от Kemal Paşa Cad. раскинулись рыночные кварталы Узунчарши (uzunçarşı – длинный рынок). Ярким примером глубинных связей между двумя основными религиями стала мечеть Хабиб-и Неджар (Habib-i Neccar Camii), расположенная на пересечении Kemal Paşa Cad. и Kurtuluş Cad. Это сооружение, занимающее бывшую византийскую церковь — памятник святому, которого сами мусульмане почитают как христианского мученика. Неджар был первым, кто поверил апостолам Иисуса — «хазрети Исы» (hazreti – титул для важных религиозных персон, священных книг) — и умер за свою веру. Ныне его гробница вместе с другими захоронениями в саду мечети — место паломничества правоверных. Нынешний облик мусульманского храма, открытого в 637 г., относится уже к османскому периоду, минарет возвели в XVII в., а фонтан и помещения медресе во дворе датируются XIX в.

Церковь Св. Петра

Церковь Св. Петра

Самый известный памятник раннехристианской эпохи в Антакьецерковь Св. Петра (St. Pierre Kilisesi) — пещерный храм на северо-восточной окраине города, примерно в 2 км от центра. Горные склоны Хабиб Неджар были в древности обжитыми, о чем свидетельствуют сохранившиеся ходы и пещеры, где селилась городская беднота. Храм Св. Петра — естественный грот, отделённый от внешнего мира стеной из известняковых блоков, за которую ведут три железные двери с прорезанными над ними ажурными розетками в виде восьмиконечных звезд. О древности храма свидетельствуют кусочки напольной мозаики при входе и фрагменты росписи на стенах. В 1098 г. церковь перестроили крестоносцы, добавившие стену и нартекс. Древнейшая традиция связывает это место с именем Св. Петра (47-54), хотя основал пещерный храм апостол Лука. Сегодня сооружение находится в ведении монахов-капуцинов, которые по указанию Папы Пия IX и Наполеона III в 1863 г. провели реставрацию фасада. Интерьер храма скромен и строг: небольшой алтарь, мраморная статуя Св. Петра в нише над ним, купель и каменный трон. По поверью, туннель слева от алтаря, уходящий во внутреннюю часть скалы, позволял верующим скрываться от преследователей. В 1963 г. Папа Павел VI объявил этот храм местом паломничества христиан и теперь ежегодно 29 июня в день Свв. Петра и Павла (католический) здесь совершается торжественное богослужение.

Джехеннем Кайыкджисы

Джехеннем Кайыкджисы

Узкая каменистая тропинка от церкви ведет (200 м) к Джехеннем Кайыкджисы (Cehennem Kayıkcısı – лодочник в Ад) – вырезанному скальному барельефу, называемому также Харонион. Бюст, датируемый III в. до н.э., приписывается мифологическому Харону, перевозившему через Стикс души мертвых в царство Аида. Считается, что создание этого произведения связано с попыткой предотвратить эпидемию чумы в городе.

К югу от церкви Св. Петра в высокой стене, перегораживающей узкое и глубокое ущелье между горами Хабиб Неджар и Хач, находились когда-то одни из ворот древней АнтиохииДемир Капы (Demir Kapı – железные ворота). От 10-км гидротехнического сооружения, построенного во времена Селевкидов для доставки воды от водопада в Дафне (Харбийе) в город, мало что осталось. Лишь на юго-восточной окраине Антакьи сохранился фрагмент, называемый мостом Мемекли Кёпрю (Memekli Köprü).

Местоположения на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.