Мечеть Зал Махмуд-пашиМечеть Зал Махмуд-паши (Zal Mahmud Paşa Camii), восстановленная в 1994-1997 гг., представляет часть большого кюллие, заказанного Синану везиром Зал Махмуд-пашой и его женой Шах Султан. Весь комплекс мечети мастерски и органично спланирован на склоне холма. Сама мечеть, стоящая на сводчатом основании, с внутренним двором, шадырваном и зданием медресе, расположена повыше, а на нижней террасе находится тенистый садик, маленькое кладбище, мавзолей и ещё одно медресе. От мечети сюда можно спуститься по крутым каменным ступеням.

Здание мечети Зал Махмуд-паши, построенное (1574-1580) Мимаром Синаном по своему плану, напоминает другое произведение этого архитектора — однокупольную мечеть Михримах (Фатих), но великий зодчий не любил повторяться. Внутри мечети широкие галереи, расположенные с трех сторон помещения, находятся на высоте держащих купол арок. В то время как в большинстве мечетей Синана несущие арки закрываются стеной с окнами или завершаются полусводом, то здесь (за исключением южной стены, где находится михраб) они открываются на галереи. Это позволяет показать их толщину и создать эффект приближения купола, визуально теряющего часть своей высоты и становящегося ближе к молящимся. В отличие от мечети Михримах, крыши верхних внутренних галерей достигают до барабана купола и поэтому сами галереи ярко освещены светом, струящимся через три ряда окон, контрастируя с менее освещённой центральной частью здания. На южной стене мечети с тремя рядами больших окон галерей нет. В неё врезан украшенный узорными изразцами михбар, ориентированный на Мекку, а справа от него находится минбар из резного мрамора, с которого по пятницам имам произносит свою проповедь — хутбу. В мавзолее мечети похоронены Зал Махмуд-паша и его жена, умершая по преданию на следующий день после смерти любимого мужа.

С историей строительства мечети Зал Махмуд-паши связана легенда о молодом придворном, служившем при дворе султана Сулеймана I. Красивый юноша Махмуд страстно влюбился в сестру султана Шах Султан, отвечавшей ему взаимностью. Однако разница в их общественном положении не позволяла влюблённым надеяться на брак. В это время любимая жена султана «смешливая» (Хюррем) Роксолана вместе со своим зятем Рустем-пашой плела смертельную интригу против шехзаде (şehzade – принц) Мустафы, старшего сына Сулеймана от первой жены Махидевран и законного престолонаследника. Роксолана очень хотела любым способом устранить Мустафу и освободить путь к престолу для одного из своих сыновей — Селима или Баязида. Кандидатура третьего сына мягкосердечного, но горбатого Джихангира отпадала по причине его физического недостатка. Образованный и рассудительный Мустафа, находился тогда в полном расцвете сил, пользовался всеобщей любовью и популярностью, и поэтому ни у кого не возникало никаких сомнений в том, что именно он унаследует трон отца. Однако когда весной 1553 г. Сулейман I начал войну с Ираном, великий визирь Рустем-паша и Роксолана всё-таки смогли тайно убедить султана в том, что его сын Мустафа изменник, вступивший в сговор с иранцами с целью узурпации трона. Решающим для султана стал довод, что якобы на стороне Мустафы готовы выступить янычары, которыми он командовал. Судьба несчастного шехзаде была решена, оставалось только найти исполнителя злой воли.

На эту роль идеально подошёл Махмуд, которому хитрая Роксолана пообещала руку Шах Султан. После этого он согласился участвовать в убийстве. Ничего не подозревающего Мустафу, вызвали в приёмную к отцу, где Махмуд, неожиданно напав на него сзади, собственноручно удавил принца шёлковым шнурком. Известие о неожиданной казни Мустафы вызвало бурю негодования среди янычар. Но мудрый Сулейман, искусно сочетавший в делах управления империей кнут и пряник, сумел предотвратить бунт, пообещав янычарам прибавку к жалованью и временно сместив Рустем-пашу с должности великого везира. А Махмуд благополучно женился на Шах Султан, стал везиром султана, и даже получил прозвище «Зал» (Zal — храбрый воин). Но убийство невинного человека на всю жизнь тяжёлым грузом легло на его совесть и, в конце концов, он обратился к Мимару Синану с просьбой построить мечеть в самом святом месте города, для того чтобы хоть частично искупить свой грех перед Аллахом.

Оркестр "Мехтер"

Оркестр "Мехтер"

В настоящее время при комплексе мечети открыт Культурный центр Зал Махмуд-паши [Zal Mahmut Paşa Kültür Merkezi, тел. (212) 567 39 26, факс (212) 616 00 78]. Здесь обычно репетирует любительский оркестр «Мехтер» (Mehteran-ı Eyüpsultan), составленный из добровольцев, который по пятницам играет перед мечетью Султана Эйюпа. Изначально в Османской империи военные оркестры начали создаваться как своеобразный элемент штурмовой тактики корпуса янычар. Оркестр «Мехтер», всегда находился рядом с боевым знаменем и играл для воодушевления воинов. Во время боя музыка военного оркестра «Мехтер» устрашала врага, создавая ужасный шум и добавляя звуки литавр, барабанов, рогов и волынок к выстрелам из ружей и пушек. Начало атаки, переход в оборону и прочие команды войскам подавали с помощью музыки оркестра «Мехтер», который в какой-то степени руководил сражением. Битва считалось проигранной, только если враг уничтожал оркестр. Поэтому, самые ожесточенные и кровавые схватки происходили вокруг оркестра «Мехтер» и знамени, с которым он был неразлучен. Так как янычары символически организованы вокруг кухни, то высший офицер, руководивший оркестром, носил звание чорбаджибаши (çorbacıbaşı — тот, кто раздаёт суп). В мирное время оркестр «Мехтер» использовался для привлечения внимание народа во время чтения указов султана.

Кроме ностальгического оркестра «Мехтер» при Культурном центре работает мастерская игрушек (Eyüp Oyuncakları Atölyesi) со своим учебным центром (www.eyupoyuncaklari.com). Целью этого учреждения частично спонсируемого ЕС, стало возрождение старинного ремесла в Эйюпе, прославленного с XVII в. своими наивно-примитивными, но удивительно прекрасными игрушками (такими как тачки, волчки, барабаны, трещётки и куклы-неваляшки), сделанными из различных подручных материалов от древесины и глины до кусочков кожи и ткани.

Zal Mahmut Paşa Camii

  • авт. 39, 55T, 99A. Zal Paşa Cad., Defterdar Mah.

Местоположение на Карте достопримечательностей

План кюллие мечети Зал Махмуд-паши (скачать)

План кюллие мечети Зал Махмуд-паши

Comments on this entry are closed.