Здание текке построено в начале XIX века уроженцем Албании Перишан Мехмет-баба, принадлежащего к шиитскому сообществу Алеви, тесно связанному своими религиозно-этическими нормами с тарикатом Бекташийа. Буйное братство Бекташийа официально считавшееся суннитским, во многом придерживалось шиитских взглядов и часто живя за пределами норм традиционного Ислама, опиралось на философское учение Хаджи Бекташ Вели Нишапури Хорасани (1209-1271 гг.), дервиша родом из Хоросана, поселившегося в Анатолии. Основные принципы провозглашаемые Хаджи Бекташ Вели заключались в любви и уважении ко всем людям и терпимости к другим религиям. В период своего становления братство прочно связало себя с движением гази, которое во многом способствовало утверждению османов. На период руководства братством Балим-Султаном (ум. в 1516 г.) пришёлся наибольший успех пропаганды учения Бекташийа среди янычарского корпуса, в котором оно пользовалось таким влиянием, что янычар даже называли оджак Бекташийа (корпус бекташей). Это обусловило рост политического авторитета ордена в Османской империи.

В 1826 году султан Махмуд II уничтожив янычарский корпус, заодно обрушил репрессии и на дервишей ордена Бекташийа, обвиненных им помимо ереси во всех остальных смертных грехах, вплоть до изготовления алкогольных напитков. Но конечно, главной причиной, были их тесные связи с янычарами. Деятельность братства запретили, трёх шейхов ордена казнили в Стамбуле, остальных шейхов и рядовых членов изгнали, некоторые обители разрушили или передали под медресе суннитов, а имущество конфисковали. Однако текке, основанная Перишан-баба, избежав разрушения, успешно просуществовала до своего закрытия по указу от 1925 года. После реконструкции восстановленная обитель и расположенный в саду некрополь с гробницей основателя Перишан Мехмет-баба, были заново открыты в 1993 г. под названием «Культурное общество и Джем Эви Эрикли-баба» (Erikli Baba Kültür Derneği ve Cem Evi).

Слова «Джем Эви» (Cem Evi – дом собраний) исторически означают даже не храм, а просто место где мужчины и женщины сообщества Алеви собираются вместе для совершения ритуальных обрядов. Тут они проводятся свои культурно-религиозные церемонии называющиеся Джем Айини (Cem Ayini – религиозный обряд, от перс. Âyîn-e Dscham букв. «играть по слуху, подражать») сопровождающиеся пением и танцем семах (semah), исполняемым совместно мужчинами и женщинами под аккомпанемент саза (saz – щипковый музыкальный инструмент). Обычно церемония заканчивается сакральной фразой мум сёндюр (mum söndür — свеча погасла) после которой гасят 12 горящих свечей (символизирующих Двенадцать Имамов из рода Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и ближайшего соратника Пророка Мухаммеда). Вопреки широко распространенным слухам (и к большому разочарованию некоторых туристов) никаких оргий после этого не начинается. Первооснователь обители Перишан Мехмет-баба больше известен под именем Эрикли-баба (Erik — слива), появившемуся у него после того, как он в середине зимы, по просьбе беременной женщины, сотворил чудо — заставил расцвести и покрыться плодами сливовую ветку.

В сотне метров к юго-востоку от текке Перишан-баба на Abay Kunanbay Cad. есть старинная (XVI в.) мечеть Казлычешме Фатих (Kazlıçeşme Fatih Camii), отреставрированная в 1954 г.

Perişan Baba Tekkesi (Erikli Baba Kültür Derneği ve Cem Evi)

  • TCDD Kazlıçeşme
  • Zekirbaşı Sok., No:1, Kazlı Çeşme Mah., Zeytinburnu
  • Тел. (212) 664 75 83
  • www.eriklibaba.com

Местоположение на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.