Предписания Ислама

in Полезная информация

«Не может считаться истинным верующим тот,
кто не любит своего брата-мусульманина, как самого себя»

Предписания ИсламаСейчас Турция является светским государством, то есть, религия отделена от государства. Однако в течение нескольких столетий официальной религией был Ислам. И это наложило свой неизгладимый отпечаток на все сферы жизни. Ведь Ислам не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Мусульманские каноны, регламентируя самые разные стороны быта, формируют особую психологию их приверженцев. Ислам формирует повседневные навыки поведения и бытовые привычки, которые становятся практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь правоверного мусульманина. Мусульманин может освободиться по каким-либо причинам от религиозного сознания и исламской идеологии, но привычки-рефлексы ему отбросить не так-то просто. Вера мусульманина чаще всего проявляется в следовании будничным предписаниям Ислама, а не в религиозной экзальтации. Ислам вырабатывает у своих приверженцев привычку совершать самые, что ни на есть житейские дела во имя божье. Так, начало любого дела должно быть сопряжено с именем Аллаха, путем произнесения сакральной формулы – басмаля: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного» — «Бисмил-лахи-р-рахмани-р-рахим». А, например, во время умывания правоверный должен повторять основные слова священной формулы Ислама – шахады: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» — «Ля иляха илль Аллаху ва Мухаммадун расулю-л-лахи». Поэтому знание особенностей поведения и психологии мусульманина необходимо для уважительного взаимоотношения людей независимо от их вероисповедования или отсутствия религиозной веры.

Ислам возник в Хиджазе, западной области Аравийского полуострова, в начале VII века нашей эры. Проповедником Ислама стал Мухаммад (570-632), родившийся в Мекке и объявивший себя посланником Аллаха. В Аравии того времени социальным переменам (смене строя) сопутствовали и этнические — складывалась арабская народность, и единобожие, провозглашенное Мухаммедом, соответствовало новым веяниям. Ислам, единая общеарабская религия, пришел на смену многочисленным религиозным культам, и этническое единство было закреплено религиозным. В завоеванных странах Ислам вбирал в себя много местных религиозных представлений, что создало почву для различных расхождений и движений, ересей и появления новых пророков. Уже при третьем преемнике Мухаммада – халифе Османе (644-656) вспыхнула первая междоусобная война. Обстановка еще более накалилась при четвертом халифе – Али (656 – 661), который был зятем Пророка. Против него выступил могущественный наместник Сирии — Муавия. Али вздумал уладить распрю миром, но потерпел поражение и был убит своими бывшими приверженцами, которые хотели воевать. Сторонники Али, получившие название «ши’а» (арабское – «группа приверженцев»), основали новое направление Ислама – шиизм. Остальные мусульмане стали именовать себя суннитами, от слова «сунна», которым обозначают предания о жизни и высказываниях Мухаммада. Так в Исламе возникли два главных направления – суннитское и шиитское. В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют «алеви», то есть, последователями Али. В частности, к ним принадлежат отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов и некоторые племена туркмен, еще не слившиеся с основной массой турецкого населения.

«Скажи – я верую в Аллаха и будь праведным» — так ответил Мухаммад на просьбу разъяснить, в чем состоит вера Ислама. Само слово «ислам» означает «покорность» (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а «мусульманин» (арабское «муслим») – «покорный». Вообще-то учение о предопределении (кадр) доведено у мусульман до полного фатализма и слепой покорности судьбе. На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, «ибо нельзя обмануть предопределение судьбы».

Коран (кур’ан – чтение, декламирование), сборник проповедей и наставлений Мухаммеда — священная книга мусульман. По мусульманским поверьям считается, что Коран – это речь самого бога, с которой он обратился к Мухаммаду. Мухаммад лишь повторял эту речь в своих проповедях. Таким образом, Коран для мусульман по своей святости нечто большее, чем Евангелие для христиан. Согласно мусульманской традиции, Коран непереводим на другие языки (хотя, конечно, переведен на многие, в том числе и русский). Композиция Корана чисто формальная. Коран делится на суры («ряд камней в кладке»), которые расположены по степени убывания своей длины, а суры в свою очередь делятся на аяты («знамения»). В начале – самые длинные суры. Только первая сура («Фатиха» — «Открывающая») выпадает из этого построения – она очень короткая. «Фатиха» состоит из семи аятов. Каждый мусульманин должен знать ее наизусть с детства. «Фатиха» читается при намазе – молитве, совершаемой пять раз в день.

«Хвала – Аллаху, Господу миров милостивому, милосердному,
Царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой,
По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, —
Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших»

(пер. И.Ю.Крачковского).

Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его сунна составляют в Исламе основу вероучения, права, этики и морали.

Основной догмат Ислама – единобожие — выражен простой формулой исповедания веры — шахадой: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха». Троекратное произнесение шахады перед духовным лицом и составляет весь ритуал обращения в Ислам. Если догматика Ислама проста, то этого нельзя сказать о его обрядовой стороне. Культовая практика Ислама включает пять основных «столпов» религии: произнесение и признание истинности шахады, ежедневная пятикратная молитва, соблюдение месячного поста, уплату благотворительного налога «зекят» и паломничество в Мекку.

Праведный мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — салят (намаз): на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. Аллах первоначально заповедовал Мухаммаду молиться 50 раз в день, но затем смилостивился и сократил это число в 10 раз. В былые времена, взобравшись на балкончик минарета, муэдзин громко нараспев читал арабские стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна». Последняя фраза произносится только перед утренним намазом. Азан повторяется несколько раз и заканчивается словами: «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха». Сейчас обычно призыв к молитве звучит из динамиков, а азан записан на магнитофон. Перед намазом обязательно омовение, а совершать намаз можно не только в мечети, но в любом месте, где застал верующего азан. Требуется только молитвенный коврик (намазлык) в роли которого может выступить даже большой лист бумаги, а лицо молящегося должно быть направлено строго в сторону Мекки. Это направление называется кыбла. Во время намаза произносят славословия Аллаху, шахаду, некоторые суры, обычно «Фатиху». Намаз сопровождается поясными поклонами, коленопреклонениями и простиранием ниц. Голова мусульманина во время намаза должна быть покрыта головным убором.

Раз в год правоверный мусульманин должен поститься. Соблюдать пост (оруч) полагается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю. В Турции этот месяц называется Рамазан. Во время поста, который прерывается только в темное время суток, нельзя есть и пить. Запрещается также курить, нюхать что-либо съестное или приятное на запах. Месячный пост завершается праздником разговения. Поскольку празднование сопровождается поеданием в больших количествах всевозможных сладостей, турки называют его «сахарным» — Шекер-Байрам.

Каждый совершеннолетний мусульманин обязан, если он здоров и обеспечен материально, совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город Ислама. После этого он получает право носить зеленую чалму и титул «хаджи». В Мекку отправляются в начале двенадцатого месяца лунной хиджры. В связи с этим он называется «Зу-ль-хиджа» — обладающий паломничеством. Священный город Ислама можно посетить и в другое время года. Это «малое паломничество» — умра. Но оно не так почетно как хадж. С десятым днем месяца Зу-ль-хиджа связан самый главный мусульманский праздник, праздник принесения жертв – Курбан-Байрам. Основное действо происходит в Мекке, но жертвоприношение можно исполнять по месту жительства, или там, где застанет правоверного десятый день месяца Зу-ль-хиджа. Содержание этого праздника в основном везде одинаково – жертвенное заклание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать для него овцу, козу, быка или верблюда, смотря по своим средствам, и раздает мясо бедным.

Этот обряд связан с древней легендой. Прародитель арабов Ибрахим был так предан богу, что по его воле прогнал в пустыню любимого сына Исмаила и его мать Хаджар. Аллах, правда, не дал им погибнуть от жажды: в пустыне они нашли источник с водой – Замзам, вокруг которого и возник потом город Мекка. Но бог послал еще одно испытание Ибрахиму – повелел принести в жертву Исмаила. Когда покорный Ибрахим занес нож над любимым сыном, Аллах позволил заменить эту жертву закланием ягненка. Ибрахим с Исмаилом продолжали преданно служить Богу, построили в Мекке храм – Каабу, где хранится черный камень, упавший с небес. Таким образом, человек должен беспрекословно повиноваться воле Всевышнего, и только этим обретет благословение божье.

Праздник Курбан-Байрам длится четыре дня. Эти дни в Турции и во всех арабских странах нерабочие. Вообще, жертва скота для мусульманина — весьма благое дело. Чем больше будет принесено таких жертв, тем легче ему после смерти попасть в рай, пройдя перекинутый над пропастью ада мост Сират, тонкий как волос, острый как меч. Животные, принесенные в жертву, не дадут правоверному упасть в адскую бездну.

Необходимо помнить, что в Исламе существует целый ряд пищевых запретов. В общей форме они изложены в Коране: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием не Аллаха …». Отвращение к свинине настолько глубоко впиталось в сознание мусульман, что даже посуда, если в ней готовилась еда из этого мяса, считается оскверненной, и ее выбрасывают.

Ну а теперь об алкоголе. И Ислам, и алкоголь слова арабские, но они находятся в состоянии определенного антагонизма. Для правоверного мусульманина тяжкий грех не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье. Один из хадисов (изречение пророка Мухаммада) гласит: «Вино — источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум… Дух веры и благочестия покидает его, дух мерзости и порочности вселяется в него. Его проклинают Бог, ангелы, пророки и правоверные. Сорок дней его молитвы не будут услышаны. В день Страшного суда лицо его будет черным, язык свисать изо рта, слюна течь на грудь…». В то же время именно арабские алхимики открыли технологию производства этилового спирта. При перегонке сброженных жидкостей, содержащих углеводы, ими был получен спирт, алкоголь, по-арабски «аль-кухуль». Это радостное событие произошло не ранее VIII века. До той поры человечество не знало спирта, а, следовательно, водки и других крепких спиртных и слегка разбавленных напитков. От лабораторных опытов любознательные арабы быстро перешли к промышленному производству «огненной воды», которая получила название «арак» — «испарина» (т.е. «продукт перегонки»). Тут то и выяснилось, что в Коране запрет наложен только на вино, а про арак там нет ни слова. Питье арака открывало лазейку для любителей спиртного в обход коранических запретов. Турки переиначили слово «арак» в «ракы» (есть и другая версия происхождения этого слова) и в результате один из турецких султанов-халифов – Селим II (1566 – 1574) вошел в историю под прозвищем Сархош (Sarhoș — пьяница), ибо, кроме беспробудного пьянства, ничем другим не прославился. В настоящее время запрет на вино строго соблюдается лишь в некоторых мусульманских странах, в число которых Турция не входит. Однако потребление алкоголя на душу населения в ней все же значительно меньше, чем в других европейских странах.

Из всех предписаний Ислама, которые наиболее строго соблюдаются населением Турции – обряд обрезания. Вообще для широких масс мусульман, мало искушенных в тонкостях исповедания веры, обрезание, наравне с воздержанием от свинины и, по мере возможности, от алкоголя, стало чуть не единственным критерием мусульманства. Возраст мальчиков, над которыми совершают обряд обрезания, колеблется от семи дней до пятнадцати лет. В Турции церемония обрезания называется – «сюннет», причем обязательно присутствие восприемника, который затем должен наставлять молодого мусульманина на «путь истинный» до его совершеннолетия.

Comments on this entry are closed.