Руины древней армянской столицы Ани (Ani) находятся почти на самой границе с Арменией, рядом с деревней Оджаклы (ныне Аникёй), что в 45 км на восток от Карса. В этой холмистой безлесной степи трудно представить себе более выгодное стратегическое положение для древнего города. Глубокие речные ущелья защищали каменистое плато в форме остроугольного треугольника: на западе — Аладжа Су (Alaca Su – Пестрая вода), на северо-востоке – Чичек Чайы (Çiçek Çayı – Цветочный ручей), на юго-востоке – Арпа Чайы (Arpa Çayı – Ячменная река). Только в северной части плато необходимы были рукотворные укрепления. Специальное разрешение для посещения приграничного района теперь не требуется. Но не все объекты городища открыты для туристов. Патрулирующие территорию жандармы помогут в случае затруднений.

 Из истории

Первые поселения в этих местах относятся еще к халколиту и раннему бронзовому веку. Полагают, что здесь располагалась урартская крепость, а город назвали в честь богини плодородия Урарту – Анахит. В 860-х гг. годах род Багратидов объединяет большую часть армянских земель и свергает власть арабского халифата. Создается самое большое и мощное феодальное государство древней Армении, позже названное Анийским. Хорошо защищенный город с естественными укреплениями, расположенный на торговом пути между Востоком и Западом, не мог не привлечь к себе внимания. В 961 г. царь Ашот III (952-977) переносит столицу из Карса в Ани. При Смбате II (977-989) город становится политическим, экономическим, культурным и торговым центром. Но пик его славы пришелся уже на годы правления Гагика I (990-1020), при котором Ани называли «городом 1001 церкви», а численность населения достигла не менее 100 тыс. человек.

Крепостные укрепления Ани

Крепостные укрепления Ани

В 1045 г. город попадает под контроль Византии, а уже в 1064 г. его захватывают сельджуки. На протяжении XII в. и начала XIII в. город несколько раз переходит в руки Грузинского царства и курдских эмиров. Борьба за Ани прекратилась с приходом монголов во главе с сыном Чингиз-хана – Актай-ханом. В 1236 г. они основательно разорили все что могли и существенно сократили количество жителей города. В результате землетрясения 1319 г. Ани получил очень сильные разрушения. Последним ударом для города стал его захват войсками Тамерлана (1380). Даже смерть «хромого старца» ничего уже не решила. Торговые пути изменились, и Ани потерял свое стратегическое значение. Город окончательно забросили к XVI в. уже в составе Османской империи. Международное внимание к Ани привлек русский археолог и востоковед Н. Я. Марр, который в 1892 г. при поддержке Санкт-Петербургской Академии Наук начал первые раскопки городища.

По городу

Ворота Аслан Капысы

Ворота Аслан Капысы

На руины можно попасть через ворота Аслан Капысы (Aslan Kapısı – львиные ворота). Возможно, их назвали в честь сельджукского султана Алп Арслана (Alp Arslan – храбрый лев) Мухамеда ибн Дауда, который в 1064 г. покорил Ани. По другой версии, все дело в рельефном изображении сельджукского льва на внутренней стене укреплений. Система указателей ведет туристов по основным развалинам городища (движение по часовой стрелке). Примерно в 500 м от входа на юго-восток находится церковь Спасителя, называемая также Кесели Килисе (Keseli Kilise – отсеченная церковь). От сооружения в форме купольной ротонды, возведенного в 1034-1936 гг. сохранилась только одна половина, другую в 1957 г. разрушило молнией. Предположительно, храм построили для хранения фрагментов креста Спасителя с горы Голгофы, которые доставили из Константинополя. По архитектуре это типичная армянская церковь того времени с восемью апсидами и надписями на фасаде. У стен, отгораживающих Ани от речного ущелья, расположена церковь Св. Григория Просветителя. Этот храм, названный в честь первого каталикоса (патриарха) Армении, построил набожный аристократ Тигран Хонентц в 1215 г. Хотя эта церковь не избежала влияния времени и актов вандализма, но сохранилась почему-то лучше других. Надписи на армянском языке и искусные рельефы с растительными и животными мотивами украшают внешние стены, а в интерьере еще видны красочные фрески, посвященные двум основным темам: жизни Христа и жизни Св. Григория. Турецкое название храма – Ресимли Килисе (Resimli Kilise – разрисованная церковь). Юго-западнее церкви Св. Григория, на каменистом выступе у крутого берега реки Арпа Чайы находятся развалины небольшого женского монастыря – Кызлар Манастыры (Kızlar Manastırı). Сверху видны руины средневекового моста, с одним уцелевшим пролетом. Внизу, у самого обрыва возвышаются остатки монастырской часовни из красноватого камня, которая датируется XI в. Доступ к этому объекту может быть ограничен.

Кафедральный собор - Фетхие Джами

Кафедральный собор - Фетхие Джами

На южном краю города оказался и кафедральный собор, посвященный Деве Марии, который захватившие Ани сельджуки переименовали в Фетхие Джами (Fethiye Camii – мечеть победы). Самый крупный и наиболее впечатляющий городской храм в форме купольной базилики начал строить в 987 г. придворный зодчий Трдат при царе Смбате II, а завершил строительство в 1010 г. уже при Гагике I. Трдат, реставрировавший купол храма Св. Софии в Константинополе (989-992), считается основателем художественной школы, определившей направленность армянского зодчества X-XI вв. Поскольку в Ани находилась резиденция каталикоса, архитектор предусмотрел в соборе три входа: северный — для патриарха, южный — для монарха и западный – для граждан Ани. Считается, что огромный купол церкви, поддерживаемый четырьмя массивными колоннами, разрушился во время землетрясения 1319 г. Путь к мечети Менючер (Menüçer Camii) ведет на запад, через территорию раскопок, где, как предполагают, была улица с магазинами. Считается, что Менючер — одна из первых мечетей, которую в 1072 г. сельджуки построили в Анатолии. Отличительной особенностью этого сооружения стало чередование черного и красного камня в кладке. Разноцветные каменные инкрустации украшали и потолки мусульманского храма. Восьмиугольный в плане минарет, на котором арабской вязью начертаны слова «Во имя Аллаха милостивого и милосердного», возвели в северо-западном углу мечети. На вершину этого сооружения ведет спиральная лестница с 99 каменными ступенями. Но из-за отсутствия парапета подниматься на минарет запрещено.

Церковь Св. Григория, Полатоглу Килисеси

Церковь Св. Григория, Полатоглу Килисеси

К юго-западу от мечети возвышается внушительная когда-то цитадель Ич Кале (İç Kale – внутренняя крепость). В крепости жила большая часть населения Ани, до тех пор, пока город не стал столицей. Южнее цитадели, почти у берега Арпа Чайы, находится небольшая церковь Кыз Килисеси (Kız Kilisesi – девичья церковь). К сожалению, доступ к обоим этим объектам закрыт. К руинам еще одной церкви Св. Григория, называемой также Полатоглу Килисеси (Polatoğlu Kilisesi), стоящей на краю крутого обрыва, путь от мечети Менючер ведет в северо-западном направлении. Двенадцатигранная ротонда с конической крышей – один из трех храмов в Ани, посвященных Св. Григорю, принадлежал богатой семье Пахлавуни. Как частную часовню по заказу Григора Пахлавуни его построил (X) тот же архитектор, что возвел в Ани церковь Спасителя. Остатки мавзолея донатора проекта, датируемого 1040 г., находятся у северной стороны церкви. На северо-восток от часовни видна церковь Св. Апостолов (Apostol Kilisesi), датируемая 1031 г. После захвата города сельджуки добавили портал с куполом и стали использовать бывший храм как караван-сарай.

Зороастрийский храм Огня

Зороастрийский храм Огня

На север от церкви, превращенной в постоялый двор, можно обнаружить остатки старейшего религиозного сооружения в Ани — зороастрийского храма Огня (Ateşgede), построенного между I в. и первой половиной IV в. Позже его, возможно, преобразовали в христианскую церковь. От былого величия сегодня сохранилось только четыре круглых колонны, высотой около 1,5 м. От бывшей грузинской церкви (Gürcü Kilisesi), расположенной севернее храма, также осталось немного – всего одна стена. Археологи говорят о большой базилике с одним нефом и полукруглой апсидой, возможно, возведенной в XI в. Уцелели два рельефа, изображающие сцены Благовещенья и Посещения Девой Марией своей кузины Елизаветы. К западу от руин этой церкви стояла огромная церковь св. Григория (Gagik Kilisesi), которую также называют церковью царя Гагика I. Эта трехъярусная ротонда (1001-1005) считалась одним из шедевров архитектора Трдата. Когда-то ее отличало совершенство арочно-сводчатых конструкций и гармоническая ясность пространственной композиции, хотя по сохранившимся руинам неспециалисту об этом судить трудно.

Сельджукский дворец

Сельджукский дворец

К северо-западу от церкви царя Гагика I находится сельджукский дворец (Selçuklu Sarayı), встроенный в оборонительную стену города. Постройку этого, скорее всего, военного сооружения, датируют XII в. или XIII в. Версия о том, что во дворце жил богатый торговец, принц или епископ, появилась после обнаружения пустой могилы Тиграна Хонентца рядом с дворцом. Из-за чрезмерно тщательного восстановления сегодня это сооружение несколько выпадает из общей картины Ани. К югу от дворца нашли небольшую церковь, вырезанную в скале (Kaya Kilisesi). К сожалению, землетрясение 1989 г. частично разрушило и этот храм.

Comments on this entry are closed.