Ипподром (Ат Мейданы)Гонки колесниц пользовались огромной популярность как у эллинов так и у римлян, поэтому наличие Ипподрома (греч., hippos – лошадь, dromos – беговая дорожка) стало характерной чертой любого более или менее крупного полиса. Не был исключением и древний Византий. Император Септимий Север начал восстановление разрушенного им города (203) со строительства этого популярного места времяпрепровождения горожан. Другой император, Константин I сделав Византий столицей империи, еще больше увеличил и украсил территорию Ипподрома, примыкавшую к Большому дворцу. При нём длина Ипподрома, расположенного к юго-западу от центральной городской площади Августион, составляла почти 500 м, а ширина 130 м. Беговые дорожки U-образной формы окружали зрительские трибуны, вмещающие до 40 тыс. зрителей, а с юго-восточной стороны находилась роскошная императорская ложа – катисма, соединявшаяся с дворцом.

В течение многих веков существования Византийской империи Ипподром служил центром спортивной и социальной жизни столицы. Он использовался не только для организации гонок колесниц и поединков гладиаторов с дикими животными, но и для выступлений музыкантов, акробатов, артистов и проведения торжественных церемоний. Если Собор Св. Софии принадлежал Богу, дворец — Императору, то Ипподром — народу. Практически всё население города со временем разделилось на приверженцев «синих» и «зеленых» (цвета популярных команд, участвующих в гонках). Очень часто спортивное противостояние между этими «фанатами» переходило в политические или религиозные разногласия и заканчивалось кровавыми стычками, погромами и бунтами. Наиболее крупный из них — Ника (532), при подавлении которого сгорело почти полгорода и погибло около 30 тыс. чел. В результате переноса императорской резиденции из Большого дворца (XI) Ипподром начинает постепенно разрушаться и приходить в упадок. Окончательно разрушенный и разграбленный участниками IV Крестового похода (1204) он так уже и не был восстановлен. Османы, занявшие Константинополь, гонками колесниц не интересовались и, хотя сам участок не застраивался, до нашего времени от Ипподрома, ставшего источником каменных блоков, колонн и мрамора для городского строительства, практически ничего не осталось.

После строительства мечети Султанахмед место, где находился Ипподром, получило название Ат Мейданы (At Meydanı – Площадь Лошадей) и использовалось как манеж под открытым небом для тренировки лошадей или проведения различных массовых мероприятий. Здесь разбит большой сквер, а поверхность дорожек Ипподрома оказалась погребенной под 4-5 метровым слоем земли. От древнего Ипподрома уцелели только руины арок и фрагменты стен сфендона (южной, изогнутой части) да несколько памятников спины – низкой стены посередине Ипподрома, разделявшей засыпанные песком гоночные дорожки для колесниц. Спина по традиции украшалась редкими трофеями, памятниками и статуями из которых сохранились только египетский обелиск, змеиная колонна и колонна Константина Порфирогенета (Багрянородного). Сохранились и четыре бронзовых коня (Лисипп, IV в. до н. э.), украшавших крышу стартовых помещений в северо-восточной части Ипподрома. Похищенные крестоносцами (1204) они стояли на фасаде собора Св. Марка (Венеция) с которого их в свою очередь сняли (1797) по приказу завоевавшего Италию Наполеона, для установки на Арку Карузель (Париж). Однако в 1815 г. кони снова вернулись в Венецию и сейчас хранятся в музее собора Св. Марка. Султанахмед Мейданы (Sultanahmet Meydanı — площадь Султанахмед) — это место между мечетью Султанахмед и музеем Айя-София.

Египетский обелиск

Египетский обелискДикилиташ (dikilitaş — обелиск) из розового асуанского гранита египетский фараон Тутмос III воздвиг (ок. 1500 до н.э.) перед Карнакским храмовым комплексом (г. Луксор, Египет), посвященного «владыке Фив» богу Солнца Амону-Ра, его супруге, покровительнице цариц Мут и их сыну, лунному богу Хонсу. Обелиск, с вырезанными на нём с четырех сторон иероглифами, прославляет военные победы фараона над государством Митани. В эпоху правления императора Феодосия I в качестве ценного исторического памятника обелиск установили посередине Константинопольского Ипподрома (390). Считается, что часть обелиска утрачена при транспортировке (или специально удалена для её облегчения). Сейчас Египетский обелиск (выс. ок. 20 м) установлен на бронзовых опорах вмонтированных в мраморный постамент византийской эпохи, с барельефами, изображающие различные события, происходившие на Ипподроме во времена императора Феодосия I. На четырех сторонах этого шестиметрового постамента можно увидеть процесс установки самого обелиска, пленников платящих дань императору, эпизоды гонок колесниц, процедуру награждения победителей и императора Феодосия I, наблюдающего из катисмы за ходом состязаний. Надписи на греческом языке и латыни сделанные с двух сторон основания сообщают, что процесс установки обелиска занял около месяца. С течением времени нижняя часть основания оказалась ниже уровня земной поверхности и стала доступна для осмотра только после работ проведенных в 1857 г.

Змеиная колонна

Змеиная колоннаВосьмиметровую бронзовую кадильницу установили (479 до н.э.) перед храмом Апполона в Дельфах в честь двух славных побед союза греческих городов над персами в сражениях при Саламине и Платее. Три переплетенные друг с другом в виде колонны бронзовые змеи удерживали на своих головах золотую чашу, дополнительно поддерживаемую треногой. На змеях выгравированы названия тридцати одного греческого города-государства, участников союза. По преданию все это изготовлено из щитов и вооружения поверженных персов. Во времена Константина I, когда исторические реликвии со всех концов империи доставляли для украшения новой столицы, кадильница попала на Ипподром. Следы золотой чаши и треноги затерялись ещё в древности, а колонна из змей в полной сохранности достояла до начала XVIII в. Сейчас от неё остался только обломок, длиной чуть больше 5 м, обнаруженный во время раскопок (1856), а фрагмент одной из змеиных голов можно увидеть лишь в Археологическом музее Стамбула. После утраты змеиных голов, памятник часто называют не Йыланли (Yılanli – змеинная), а Бурмали Сутун (Burmali Sutun – Крученая колонна).

Каменная колонна

Каменная колоннаВ отличие от египетского обелиска, это не монолит, а колонна, построенная из тщательно подогнанных блоков известняка (Orme Sutun). Сооружение высотой 32 м, стоящее на небольшом мраморном основании, приблизительно датируется IV-V вв., но кто и по какому поводу его установил не известно. Во время правления Константина VII Порфирогенета (Багрянородного) колонну отреставрировали (X) и покрыли позолоченными бронзовыми пластинами, после чего у неё появилось ещё одно название — Колонна Константина. Бронзовые пластины пропали во время грабежа города участниками IV Крестового похода (1204 г.) и не сохранились до нашего времени.

At Meydanı

  • ост. трам. Sultanahmet
  • Sultanahmet Mah., Eminönü

Местоположение на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.