Первое примитивное здание суфийской обители — текке — в этом тихом уединенном месте собственноручно соорудил вместе со своими мюридами (1520) Мюслихиддин Челеби Меркез Эфенди (Müslihiddin Çelebi Merkez Efendi, 1463-1552), перебравшийся в столицу из провинциальной Манисы (регион Эгейского моря) и ставший там известным под именем Меркез Эфенди. Он принадлежал к братству Халветийа (от араб. khalwat – уединение, одиночество), основатель которого Захир ад-дин Умар ал-Халвети (умер ок. 1398 г.) из Хорасана (перс. Xorâsân – «откуда приходит солнце», историческая область в Bосточном Иране) заложил основной свод правил для своих последователей, основанный на строгом индивидуальном аскетизме и суровом затворничестве. Поэтому каждый неофит, вступающий в тарикат, был обязан пройти суровое испытание, прежде чем стать мюридом. Зенита своего могущества в Османской империи тарикат Халветийа достиг при султанах Сулеймане I (1520-1566 гг.) и Селиме II (1566-1574 гг.), когда многие представители высшей администрации оказывали ему всемерную поддержку.

Пир (перс. – наставник) Меркез Эфенди стал духовным лидером Сюмбулийе — одной из ветвей тариката Халветийа, после кончины её основателя Сюмбюль Эфенди (Sümbül Efendi, ум. в 1529 г., гробница в тюрбе около мечети Коджа Мустафа Паша, округ Фатих). Существует легенда, что умирающий Сюмбюль Эфенди спросил своих мюридов, что они захотели бы сделать, если бы обладали султанской властью. Каждый из них высказал много мудрых суждений для радикального улучшения бренной жизни и существующего миропорядка. Только один Мюслихиддин сказал, что он лично ничего бы не предпринимал. Ведь всё в мире установлено Аллахом на предопределенном месте (в своём центре) и пытаться менять положение вещей относительно этого центра даже на пядь, значит идти против воли Аллаха. Восхищенный этим ответом Сюмбюль Эфенди назначил Мюслихиддина, за которым отныне закрепилось имя Меркез (Merkez — центр) Эфенди, своим духовным приемником. Пир Меркез Эфенди посвятил всю свою жизнь молитвам, благотворительности, врачеванию и помощи обездоленным и нуждающимся. После его смерти на средства Шах Султан (Şah Sultan), сестры султана Сулеймана I, текке значительно расширили — было построены (1552-1572) тюрбе, мечеть, хамам и полностью реконструировано помещение тевхитхане (турецк. tevhithane), используемое для религиозных обрядов. Тюрбе Меркез Эфенди, ставшее популярным местом паломничества правоверных, которых особенно много в дни Рамазана и религиозных праздников, было практически построено заново в 1836 году при султане Махмуде II (1808-1839). В мавзолее размером 7,5 м на 7,5 м находятся гробницы Меркез Эфенди, его жены Хатидже Ханым (Hatice Hanım) и нескольких шейхов основанного им тариката Меркезийе.

Однако Меркез Эфенди прославился не только как верный последователь учения ал-Халвати, но и как известный ученый и талантливый врач, широко использующий нетрадиционные средства медицины. Во время своего пребывания в Манисе он прославился тем, что смог вылечить Айше Хавса Султан (Ayşe Hafsa Sultan, 1479-1534). Дочь хана крымских татар Менгли Гирея, одна из жен султана Селима I, Айше Хавса жила в то время в Манисе, где её сын, будущий султан, а в то время Шехзаде (Şehzade – наследник престола) Сулейман I, в 1513-1520 гг. исполнял обязанности бейлербея (губернатора) провинции. Неведомый недуг, с которым никак не могли справиться лучшие султанские лекари, неумолимо подтачивал её здоровье. И тогда Сулейман обратился к Мюслихиддину Эфенди, который, благодаря своим медицинским познаниям пользовался непререкаемым авторитетом среди жителей Манисы. Благочестивый Шейх, изготовив на основе растительных компонентов эксклюзивный целебный состав — месир маджуну (mesir macunu), смог с его помощью совершить чудо – поставить на ноги Айше Хавса.

Считается, что созданная Меркез Эфенди смесь множества трав и специй (всего 41 компонент, включая корицу, перец, гвоздику, кардамон, анис, корень лакричника, ваниль и т.д. и т.п.), лечит практически все болезни, начиная от зубной боли и заканчивая бездетностью. Кроме того, она укрепляет здоровье, возвращает молодость и колоссально усиливает потенцию. За это месир маджуну в духе времени сейчас называют «Турецкой виагрой». А выздоровевшая Валиде Султан Айше Хавса на радостях распорядилась одарить за свой счет всех жителей города Маниса чудодейственным препаратом. С тех пор ежегодно во время проведения Месир Шенликлери (Mesir Şenlikleri – праздник Месир) или, как его сейчас называют, Улусарараси Месир Фестивали (Uluslararasi Mesir Festivali – Международный фестиваль Месир, www.mesirfestivali.com) в Манисе собираются тысячи людей. Каждый из них надеется поймать (если, конечно, повезёт) свою «халявную» порцию «Турецкой виагры», которую мюэззины (muezzin – служитель) мечети Султан (Sultan Camii) щедрыми горстями разбрасывают с её крыши и балкончика минарета. Это щедрое и веселое мероприятие организуется в Манисе ежегодно в дни весеннего равноденствия (около 21 марта).

Merkez Efendi Tekkesi

  • Merkez Efendi Cad., No: 3, Merkezefendi Mah., Zeytinburnu

Местоположение на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.