Дервиши ордена Мевлеви, стали продолжателями духовного пути поэта-мистика (1207-1273 гг.) Джалаледдина Мухаммеда Руми — Мевляна (перс., Mevlâna – наш проводник), умершего в городе Конья. Способность Мевляна в стихотворной форме выразить свою религиозную философию не в последней степени способствовала широкому распространению учения. Джалаледдин Руми считал, что, для того чтобы достичь Всевышнего, человеку в первую очередь нужна любовь, потому что только тот человек, который способен любить другого, любит себя, всё человечество, вселенную и Всевышнего.

Братство Мевлеви, рекрутировавшее своих адептов из элитных и образованных кругов османского общества, пользовалось в Стамбуле таким авторитетом, что его представителей даже приглашали на церемонию опоясывания мечом (интронизацию) султана. Члены братства носили такке – высокий войлочный колпак, длинную, до пят, белую рубаху без рукавов (танура), жилетку и широкий пояс. Дервишей ордена Мевлеви называют «крутящимися дервишами» из-за того, что во время коллективного зикра (духовных опытов с целью ощутить в себе состояние Божественного присутствия — иляхи джезбе) они в состоянии экзальтации, под ритмичный аккомпанемент нэя (ney – свирель из тростника) и тэфа (tef – бубен, тамбурин), исполняют ритуальный танец сема (от араб. слушание). Так дервиш (семазен) не только выражает любовь ко всему человечеству, но и своё объединение с вселенной.

Совокупность зданий (аситане), составляющих Йеникапы Мевлевихане, один из наиболее крупных комплексов тариката Мевлеви в Стамбуле. По своему духовному значению в городе он уступает только Галатской обители Мевлеви в Бейоглу. Йеникапы Мевлевихане основал в 1598 году янычар Малкоч Мехмет Эфенди (Malkoç Mehmed Efendi), а первым шейхом здесь стал дервиш Кемаль Ахмед Деде (Kemal Ahmed Dede). Самым известным членом братства Йеникапы Мевлевихане, воспитавшего за свою долгую историю множество музыкантов, композиторов и поэтов, был Хаммамизаде Исмаил Деде Эфенди (Hammamizade İsmail Dede Efendi, 1778-1846). Этот композитор, классик турецкой национальной музыки, создал множество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Пострадавшие в результате пожара (1906 г.), при котором сгорела крупнейшая библиотека собиравшаяся дервишами в течении нескольких веков, помещения аситане, заново восстановлены к 1910 году на средства одного из последних султанов Османской империи Мехмеда Решада V (1909-1918 гг.), тоже принадлежащего к братству Мевлеви. В это же время к самому большому в Стамбуле (общ. пл. 31 га) комплексу тариката Мевлеви добавлена небольшая мечеть в неоклассическом стиле (арх. Кемалеттин-бей).

После указа 1925 года о запрете суфизма здания аситане использовались под общежития, но, в результате пожаров в 1961 и 1997 годах, к концу XX века представляли собой довольно жалкое зрелище. Однако после объявления ЮНЕСКО 2007 года годом Джалаледдина Руми — Мевляны началась тщательная реконструкция и восстановление этого интересного памятника религиозной культуры. Работы проводились при поддержке Международного фонда Мевлеви (Uluslararasi Mevlânâ Vakfi) и полностью завершились в 2008 году. Уникальный семахане (зал для сема) площадью 900 кв. м, был восстановлен в своем прекрасном первозданном виде. Особенно впечатляет огромный деревянный купол этого помещения, один из самых больших деревянных куполов в Турции. Хотя правительство Турции ещё не приняло окончательного решения о том, как Йеникапы Мевлевихане будет использоваться в дальнейшем (т.к. указ № 677 от 1925 г. никто ещё не отменил), но Международный фонд Мевлеви уже планирует создать здесь культурный центр Мевлеви и «живой музей» в котором будут обучаться музыканты и семазены — исполнители танца сема.

Yenikapı Mevlevihanesi

  • Mevlevihane Cad., No: 25, Merkezefendi Mah., Zeytinburnu
  • http://yenikapimevlevihane.org

Местоположение на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.