Лодочники и лодки

Лодочники и лодки

in По Стамбулу

Во времена Османской империи по берегам Босфора и Золотого Рога жили в основном люди, занимающиеся рыболовством и огородничеством. Прежде чем между районами города и поселками стали курсировать колесные пароходы, роль паромов исправно выполняли длинные и узкие гребные лодки, объединявшиеся под общим названием кайыки (kayık — гребная лодка). Эти грациозные, стремительные суда и их рулевые воспринимались как неотъемлемая часть Стамбула. Самыми большими и впечатляющими среди этих лодок были императорские баркасы, которые использовались для перевозки султана и членов его семьи. Длина таких лодок, приводимых в движение тремя десятками гребцов, достигала 30 и более метров, а ширина – около 3 м. На них обязательно оборудовали шатер для султана. Императорские баркасы, использовавшиеся во время военные действий в составе военно-морских сил, назывались филики, а те, которые предназначались для визитов инкогнито — тебдил-кайык.

Торговые кайыки перевозили не только грузы, но и пассажиров. Они были более тяжелыми и широкими, с рулем на корме, а каждое весло у них весило около 80 кг. При полной загрузке такие лодки могли перевозить до 40 пассажиров. Часть кайыков находилась в частном владении, а часть принадлежала благотворительным фондам, у которых уже эти суда арендовали лодочники – «кайыкчи» (kayıkçı).

Специальные противопожарные кайыки могли быстро доставить команду к ближайшей точке берега в случае пожара. Их якорная стоянка располагалась как раз у моста Галата. Здесь швартовались и рыбацкие кайыки, отличавшиеся загнутым кормой и носом и способные выдержать практически любую непогоду.

Лодки и лодочники

Лодки и лодочники

У узких фута-кайыков (futa – ялик, скиф) места для пассажиров покрывали роскошными тканями. Эта мода пришла от английских гребных лодок – скифов, но несколько видоизменилась с учетом местных вкусов и традиций. Кайыки-пийаде находились в основном в частном владении, но некоторые из них нанимались и для экскурсий. У кайыков-переме нос делали более плоским и высоким, чем у пийаде. Эти суда, как и торговые кайыки, использовались для перевозки пассажиров и грузов. Переме оснащались парусом и при наличии попутного ветра могли двигаться более быстро. По суровым законам империи в них запрещалось одновременно перевозить женщин и мужчин. Тяжелый грузовой баркас – мавна предназначался исключительно для перевозки товаров между городом и поселками по берегам пролива. Еще один специальный тип кайыков назывался саз-кайык (saz – национальный музыкальный инструмент). Они служили для перевозки групп музыкантов во время летних вечеринок на Босфоре. Большинство кайыков делали из липы и покрывали ниже ватерлинии лаком. Окрашивали лодки в самые разные цвета.

Деятельность стамбульских лодочников строго регулировалась и контролировалась. Следил за порядком и безопасностью в водах Босфора специально назначенный бостанджи-баши (bostancı başı). Для каждой лодки выделялось место для швартовки. Заранее определялись и основные маршруты, связывавшие Юскюдар на одной стороне пролива с Галатой на другой стороне, а также маршруты по причалам вдоль Золотого Рога и Босфора. Для тех, кто хотел работать лодочником, кроме наличия самого судна, требовалась еще найти финансового гаранта. Плата, которую получал лодочник, базировалась на количестве весел в его лодке.

Экскурсия на султанском кайыке

Экскурсия на султанском кайыке

Лодочник одевался в одежду определенного стиля, которая варьировалась в основном только по качеству. Рулевые на частных кайыках-пийаде одевались шикарнее всех остальных. Костюм рулевого конца XIX в. обычно состоял из темных бриджей, длинных белых чулков, креповой блузы, жилета и куртки с вышивкой, платка на шее и фески. В богатых семьях собственных лодочников одевали даже в ливреи, которые шили у известных портных Бейоглу. Все лодочники должны были отличаться учтивостью и хорошими физическими данными. Например, в лодочники на азиатском берегу шло много бывших янычаров.

Для групп (до 30 человек) и VIP-туристов компания Sultan Kayıkları Turizm [Meseli Sok., No: 20, 4. Levent, тел. (212) 268 02 99, www.sultankayiklari.com] предлагает экскурсии с «живой» музыкой на султанских кайыках по Босфору и Золотому Рогу.

Comments on this entry are closed.