Городские достопримечательности Амасьи

Амасья Тамим Аныты

in Амасья,Из Стамбула

Южный берег

На главной площади Амасьи – Atat?rk Meydan? установлена скульптурная группа Амасья Тамим Аныты (Amasya Tamim An?t? – памятник в честь заявления — генельге, сделанному в Амасье), включающая конную статую Мустафы Кемаля и его соратников в пешем строю. Мечеть Бурмалы Минаре (Burmal? Minare Camii – мечеть с витым минаретом) находится к юго-западу от площади. Это сооружение, возведенное везиром Неджмеддином Феррухом и его братом Хазнедаром Юсуфом (1237-1247) в честь сельджукского султана Гыйаседдина Кейхюсрева II, своим названием обязано витым канелюрам на минарете. В XVIII в. мечеть пострадала от сильного пожара, после которого её частично перестроили. Если от Atat?rk Meydan? двигаться в западном направлении, то по правой стороне Atat?rk Cad. будет мечеть султана Баязида II (Sultan Beyazit II Camii), входящая в самый большой религиозный комплекс Амасьи.

Комплекс мечети султана Баязида II

Комплекс мечети султана Баязида II

Это кюллие включает также медресе, имарет, (кухни для бедных) и кютюпхане (библиотека), в которой по сей день хранятся 50 тыс. томов, а среди них – 3 тыс. древних рукописных копий Корана. В свое время этот богословский комплекс, возведенный в 1486 г., включал все виды религиозного обучения. В эпоху правления Баязида II (1481-1512), отмеченную как период социальной стабильности, мусульманские принципы и приверженность государственным устоям прививались с самого раннего возраста. Фасад мечети с галереей и двумя минаретами обращен к набережной. Весь религиозный комплекс окружен садом, где растут деревья, как говорят, ровесники самого кюллие.

Бог Грозы Тешуб

Бог Грозы Тешуб

Буквально напротив мечети султана Баязида II располагается музей Амасьи (Amasya M?zesi), где, например, можно увидеть уникальную в мировой археологии находку – статуэтку (21,5 см) хеттского Бога Грозы Тешуба. С большими ушами, тонким ртом и миндалевидными глазами, одетый в остроконечный колпак, этот мужчина, несмотря на отсутствие рук (которых так и не нашли), выглядит весьма представительно. В экспозиции представлены также амфоры, саркофаги, керамика, коллекции монет, ювелирных украшений и т.п. Но самое большое количество любопытных визитеров собирает тюрбе сельджукского султана Месуда I, расположенное в саду. В этой секции музея хранятся шесть мумий, датируемых эпохой Ильханидов (XIV), четыре из которых – Иззеддин Мехмед Первяне-бей, его жена, сын и дочь.

Гёк медресе

Гёк медресе

В полукилометре на запад, на левой стороне Atat?rk Cad. находится мечеть Гёк медресе (G?k Medrese Camii). Ее построили в 1266-1267 гг. при поддержке эмира Сейфеддина Торумтая, сельджукского правителя Амасьи. Название мечети и духовного училища пошло от бирюзовых изразцов и глазурованного кирпича (g?k – небесный), используемых при строительстве. Роскошный портал и искусная деревянная резьба дверей (оригинал хранится в городском музее) резко контрастирует с непритязательным интерьером самого медресе. Справа от входа в духовное училище находится Торумтай Кюмбет (Torumtay K?mbet) – мавзолей с купольной крышей покрытой изразцами, возведенный в 1279 г., где покоится главный донатор этого кюллие.

Через дорогу (D100) от Гёк медресе можно осмотреть небольшую мечеть Юргюч-паши (Y?rg?? Pa?a Camii), которую в 1428 г. возвел сын атабея Абдуллаха. Почтенный Абдуллах был сначала воспитателем (atabey — наставник) султана Мехмеда I, затем везиром Мурада II, а в 1424 г. стал правителем Амасьи. Могила Юргюч-паши находится рядом с мечетью. На строительство кюллие шел тесаный камень, а для сооружения арок использовали белый и красный мрамор. В религиозный комплекс также входили кухня для бедных и медресе, которые до наших дней не сохранились.

Бимархане – психиатрическая лечебница

Бимархане – психиатрическая лечебница

Мечеть Гюмюшлю (G?m??l? Camii), лежащая к востоку от Atat?rk Meydan?, относится к наиболее ранним произведениям османского периода в Амасье и датируется 1326 г. Эту «серебряную» (g?m??l? – серебряный) мечеть с минаретом из красного кирпича неоднократно перестраивали, в том числе после землетрясения (1491) и пожаров (1612, 1688). Последняя реконструкция храма прошла в 1988 г. От площади на северо-восток по набережной Mustafa Kemal Blv. с правой стороны располагается Бимархане (Bimarhane) – психиатрическая лечебница-дарюшшифа (Dar???ifa Han?), возведенная в эпоху Ильханидов (1309) женой султана Мехмеда Олджайту — Ылдуш Хатун. Это было одно из первых лечебных заведений, где душевные расстройства пытались лечить с помощью музыки. В сооружениях наследников Чингиз Хана явно прослеживаются архитектурные заимствования. Например, для Бимархане использовали стандартный план сельджукского медресе. Сегодня это здание используется для проведения выставок, концертов и иных культурных мероприятий. В Амасье есть несколько исторических бань, которые до сих пор успешно функционируют. Одно из подобных заведений рядом с БимарханеМустафа-бей Хамамы (Mustafa Bey Hamam?). По другую сторону от бань находится довольно симпатичная мечеть Мехмеда-паши (Mehmet Pa?a Camii), которую в 1486 г. построили по указанию Лала Мехмеда-паши, наставника (lala – советник, наставник) шехзаде Ахмеда – сына султана Баязида II. Первоначально, кроме мечети с хорошо сохранившимся мраморным минбаром, в религиозный комплекс также входили кухня для бедных, больница, бани и небольшой постоялый двор. Еще севернее по Mustafa Kemal Blv., после моста Кюнч Кёпрюсю, располагается мечеть Баязида-паши (Beyazit Pa?a Camii). Это сооружение, одним из архитекторов которого был Якуб бин Абдуллах из Алеппо, построили (1419) по распоряжению городской главы — Баязида-паши, еще до его назначения великим везиром Мехмеда I.

Античный акведук

Античный акведук

Античный акведук (18 км), прорезанный в скалах, начинается далеко в горах и проходит через всю южную часть города. Это сооружение носит имя героя местной версии восточной легенды о Фархаде и Ширин, увековеченной в пьесе классика турецкой литературы Назыма Хикмета «Легенда о любви».

Северный берег

На северном берегу Амасьи у моста Кюнч Кёпрюсю находится медресе Бюйюк Ага (B?y?k A?a Medresesi), которое в 1488 г. построил Хусейн-ага — глава белых евнухов султана Баязида II. Здание славится удивительной симметрией своей восьмиугольной планировки. Духовное училище продолжает функционировать, поэтому закрыто для посещения. Сегодня здесь обучаются юноши, готовящиеся стать «хафызами» (haf?z – человек, выучивший наизусть Коран и познавший его сердцем).

Медресе Бюйюк Ага

Медресе Бюйюк Ага

Над городом, на северном берегу, возвышается крепость Амасьи (Amasya Kalesi), называемая также замком Харшена. Остатки стен датируются временами понтийских царей и, может быть, помнят самого Митридата Ктиста, который возвел здесь серьезные фортификационные сооружения. Для военных целей крепость последний раз перестраивали османы, а реставрационные работы провели в 1980-х гг. На скальном уступе, чуть ниже крепости установлена старая, как утверждают, русская пушка, которая своими выстрелами во время священного месяца Рамазан сигнализирует об окончании дневного поста. Лучше всего «брать» крепость Амасьи с тыла. Перебравшись на северный берег по мосту Кюнч Кёпрюсю, далее по дороге примерно 1 км, а затем налево, по указателю Kale. Еще через 1,5 км, будет небольшая парковка для автомобилей, откуда начинается крутой подъем на вершину. Со смотровой площадки, украшенной флагштоком с турецким флагом, открывается отличный вид на город.

Крепость Амасьи и гробницы понтийских царей

Крепость Амасьи и гробницы понтийских царей

Ниже крепости находятся гробницы понтийских царей (Kral Kaya Mezarlar?), вырезанные на скальном склоне и служившие местом поклонения обожествляемым правителям. В этом, по крайней мере, уверяет уроженец этих мест Страбон. Из найденных 18 захоронений все оказались пустые. Рядом с гробницами сохранились руины Кызлар Сарайы (K?zlar Saray? – дворец девушек). Считается, что там когда-то существовали гаремы, полные прекрасных дам, а сам дворец на скальной террасе принадлежал сначала понтийским царям, а затем османским губернаторам.

Особняк Хазеранлар Конагы

Особняк Хазеранлар Конагы

Непосредственно на берегу реки расположился квартал Хатунийе, чаще называемый Йалыбойу (yal? boyu – фасад, обращенный к реке), который известен своими домами османской постройки, выполненными по технологии «химис» (himis). В этом случае деревянный каркас стен на каменном основании, заполняют высушенными на солнце глиняными кирпичами. Буквально в нескольких шагах от понтийских захоронений находится особняк Хазеранлар Конагы (Hazeranlar Kona??), построенный в 1865 г. и полностью восстановленный в 1979 г. Двухэтажный дом с цокольным этажом сегодня работает как музей, отреставрированные 11 комнат которого полностью меблированы в соответствии со временем постройки. Первым хозяином особняка был Хасан Талат Эфенди, бывший судебный фармацевт, впавший в немилость и удаленный из дворца. Сменив имя на Азиз Махмуд Эфенди, он переехал из Стамбула в Амасью, где начал работать в местном казначействе. Свой дом новоиспеченный финансист назвал в честь сестры — Хазеран Ханум.

Comments on this entry are closed.