Кладбище БюльбюльдересиВ середине XVI в. Юскюдар был одной из трех городских территорий, наряду с Эйюпом и Галатой, за пределами феодосиевых стен. Видимо, из-за наличия свободных земель именно в Юскюдаре сосредоточены не только мусульманские, но также иудейские и христианские захоронения. Здесь располагается одно из самых больших кладбищ СтамбулаКараджа Ахмед. Другое, интересное для посещения, кладбищеБюльбюльдереси (Bülbülderesi – соловьиная долина) находится примерно в 1,5 км от пристани Юскюдара и с севера граничит с Selman-ı Pak Cad. Одна из самых старых могил там принадлежит Каздаги Мехмеду Эфенди, который скончался в 1650 г. А в верхней части кладбища можно найти захоронения великого везира Гиритли Мустафы Наили-паши (Giritli Mustafa Naili Paşa) и его внуков. Сей достойный господин дважды (1853-1854, август-октрябрь 1857) занимал столь высокий пост при правлении султана Абдул-Меджида I. Его карьера началась в Египте при протекции хедива Кавалалы Мехмеда Али-паши, который по происхождению также был албанцем. Когда восстание на Крите застало врасплох Махмуда II, затеявшего реформу османской армии, пришлось султану обращаться за помощью к своему мятежному вассалу. В 1832 г. губернатором острова назначили Мустафу Наили-пашу, который правил там почти два десятилетия, за что и получил титул Гиритли (Giritli — Критский). В 1951 г. губернатора отозвали в столицу империи, где его ждала упоительная карьера садразама (Sadrazam — великий везир).

Но Бюльбюльдереси интересно не только этим. С конца XIX в. одна из частей данного кладбища стала местом захоронения дёнме (dönme, буквально — отступники). Эта каббалистическая секта была основана в 1683 г. в Салониках, поэтому ее членов часто называют «селаникли» (Selanikli – из Салоников). Кстати, на юго-западе с кладбищем Бюльбюльдереси граничит Selanikliler Sok. Секту основали последователи некоего Шабтая Цви (Шаббатаи Зеви), известного позже, как Мехмед Эфенди. В середине XVII в. почти половина мирового еврейства на короткое время поверила, что долгожданный Мессия наконец-то пришел. Именно Шабтай Цви провозгласил себя наместником Бога и чуть ли не самим Всевышним. Короче говоря, накуролесил основательно. Даже после того, как его посадили в крепость, он не унялся. Османские власти предъявили Шабтаю обвинение в посягательстве на роль царя и, как истинные гуманисты, предложили выбрать между смертной казнью и обращением в Ислам. Так Шабтай стал Мехмедом. После чего он даже написал брошюрку, где доказывал, что остаётся истинным Мессией, несмотря на вероотступничество. В общем, шустрый был господин. Кстати, в Стамбуле он проповедовал в синагоге Ахрида, что в Балате.

Мечеть Февзийе Хатун

Мечеть Февзийе Хатун

Возвращаясь к секте надо сказать, что с одной стороны дёнме придерживались требований Ислама – они соблюдали пост в Рамазан и молились в мечетях, но с другой, селанлики сохраняли веру в то, что Шабтай Цви был мессией, практиковали каббалистические ритуалы и читали молитвы на иврите. Так как дёнме принадлежали к интеллектуальной элите, то многие из них активно поддержали национально-освободительное движение в начале XX в. Среди известных дёнме был и Шемси Эфенди (1852-1917), школу которого в Салониках закончил будущий отец всех турок – Мустафа Кемаль. Могилу Шемси Эфенди также можно найти на Бюльбюльдереси. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. многие еврейские семьи, принявшие Ислам, начали эмигрировать из Салоник. В основном они селились в элитных районах Стамбула, а в 1883 г. рядом с кладбищем Бюльбюльдереси, избранного ими для последнего приюта, возвели мечеть Февзийе Хатун (Fevziye Hatun Camii). Основная часть дёнме переехала в Стамбул из Салоник после греко-турецкой войны 1921-1922 гг. Говорят, что небольшое количество их последователей до сих пор проживает в Турции.

Bülbülderesi Mezarlığı

Местоположение на Карте достопримечательностей

Comments on this entry are closed.