Диван Мейданы (Второй двор дворца Топкапы)

Ворота Орта Капы

in Достопримечательности Стамбула,По Стамбулу,Эминёню

Для входа в Диван Мейданы (план двора), отделенного от Алай Мейданы высокой стеной, служат Орта Капы (Orta Kapı — Средние Ворота). Точная дата их строительства неизвестна, но несомненно, что они стали частью дворца еще при султане Мехмеде II. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем, немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма – тугра Мехмеда Фатиха, а над ней золотой арабской вязью выведена шахада — свидетельство веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадун расуль уль-Ллахи» (араб., Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его).

Примерно с XVIII в. Орта Капы стали называть — Баб-юс Селам (Bab-üs Selam – Ворота Приветствий). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда они просиживали в них несколько дней, чтобы до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире, для подданных султана, вызвавших его гнев. Сейчас в этих помещениях расположен офис туристической полиции, служба контроля входных билетов и информационное бюро. На выходе из ворот стоят рамки металлодетекторов, через которые проходят все желающие попасть во второй двор. После входного контроля можно полюбоваться выполненными в масштабе макетами мыса Сарайбурну и дворца Топкапы, посетить книжный магазин или киоск, в котором арендовать (15 TL) русскоговорящего «электронного аудиогида» по дворцу, Гарему и сокровищнице.

Диван-ы Хюмайун

Диван-ы Хюмайун

Диван Мейданы служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов — все это превращалось в многодневные торжества с замысловатой режиссурой. От Баб-юс Селам через двор веером расходятся мощеные дорожки. Из них самой главной считается Падишах Йолу (Padişah Yolu — Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы. Вторая по важности — это Везир Йолу (Vezir Yolu – Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низкой кушетки — дивана, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (Divan-ı Hümâyûn — здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I архитектором Алаюддином в левой стороне двора и «нарушает» длинную колоннаду, охватывающую по периметру практически весь двор. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов.

Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Kafes-i Müşebbek — Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов Дивана. Поэтому они никогда не могли быть уверены – видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили, как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Dış Hazine – Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восьмью куполами одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Адалет Кулеси

Адалет Кулеси

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Adalet Kulesi – Башня Справедливости) это строение получило, потому что и второй двор часто называли Адалет Мейданы (Adalet Meydanı – Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем – через Араба Капысы (Araba Kapısı – Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы — касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба, из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы, перед галереей идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Meyyit Kapısı – Ворота мертвых) через которые выносили тела умерших во дворце. В небольшом дворе за ними — султанские конюшни (XVI в., сейчас используются для организации различных выставок), мечеть Бешир Ага (середина XVIII в.), построенная по заказу Хаджи Бешир Ага — главы чёрных евнухов султана Махмуда I и помещения для балтаджи (1587 г, арх. Давуд Ага). Балтаджи (baltaçı – алебардщик), помимо своих основных функций телохранителей, выполняли и различные подсобные работы во дворце. Балтаджи работающих в Гареме называли «зюлюфлу-балтаджилар» (zülüflü baltaçılar – алебардщики с локонами). На их головные уборы нацепляли фальшивые «локоны целомудрия», закрывающие лицо, чтобы во время посещения Гарема, они не смогли увидеть его обитательниц.

Кухонная утварь в Сарай Мутфаклары

Кухонная утварь в Сарай Мутфаклары

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Saray Mutfakları — Кухонный дворец). В его длинном (170 м) дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят). Со стороны Диван Мейданы находились жилые и служебные помещения, а на противоположной стороне, обращенной к берегу моря Мраморного моря, огромные двойные кухни. Так как во дворце помимо султана, кормились еще и члены Дивана и огромное количество слуг и охраны, то и штат кухонных работников был соответственно большой. Например, в конце XVI в. одних кондитеров насчитывалось несколько сотен. Сейчас часть помещений Кухонного дворца занята вспомогательными музейными службами и реставрационными мастерскими. Здесь же размещается и архив музея дворца Топкапы, содержащий огромное количество документов различных эпох. Некоторые кухни сохранились почти в первозданном виде. В них можно увидеть огромные медные котлы, сковородки и кастрюли, а также блюда из луженой меди на которых подавали еду. Помещения, в которых жили повара и кондитеры, после реставрации используются как выставочные залы музея. В частности, в экспозиции представлены венецианское стекло, майсенский фарфор и богемский хрусталь, а также серебряные кофейные сервизы, канделябры и зеркала. А в кухонных помещениях, также используемых как выставочные залы, демонстрируется великолепная коллекция фарфора. В музее дворца Топкапы собрана одна из самых больших и лучших в мире коллекций восточной керамики. Сейчас в ней более 10 тыс. предметов, причем не менее тысячи из них селадоны (китайский фарфор с бледной серо-зеленой глазурью). Выбор такого цвета совсем не случаен. По распространенному на Востоке мнению только он может выявить наличие яда в еде. Большая часть коллекции представлена китайским фарфором эпохи династии Мин (1368-1643), но также есть и немало экспонатов времен династий Юань (1280-1368) и Сун (960-1279). Японский фарфор (XVII-XIX) представлен сине-белыми изделиями в стиле Арита.

Divan Meydanı

  • Topkapı Sarayı, Cankurtaran Mah., Eminönü

План Диван Мейданы [Второй двор дворца Топкапы] (скачать)

План Диван Мейданы (Второй двор дворца Топкапы)

Comments on this entry are closed.