Мост через БосфорПервый мост, связывающий два берега Босфора, персидский царь Дарий поручил соорудить некому Мандроклу из Самоса в 490 г. до н.э. Это инженерное сооружние, по которому 70 тыс. солдат перебрались с одного берега на другой, состоял из огромного числа лодок. В османские времена идея постройки моста через Босфор была близка к осуществлению еще накануне русско-турецкой войны (1877-1878). В 1931 г. авторы первого плана индустриализации Турции подготовили проект висячего моста, схожего по конструкции с аналогичным мостом в Сан-Франциско, который соединял бы районы Ахыркапы (Эминёню) и Саладжак (Юскюдар). Однако к строительству моста вернулись только много лет спустя.

Босфорский мост (Boğaziçi Köprüsü), соединяющий семты Ортакёй в Европе и Кузгунджук в Азии, после строительства моста султана Мехмеда Фатиха называется также Первым Босфорским (Birinci Boğaziçi Köprüsü). Работы завершили к 30 октября 1973 г. и открытие инженерного сооружения приурочили к 50-летнему юбилею Турецкой Республики. Босфорский мост спроектировали по схеме висячего моста (в просторечии их называют «подвесными»). Длина сооружения составляет 1560 м, а клиренс от уровня воды — 64 м, что обеспечивает проход судам с высокими надстройками. Несмотря на наличие тротуаров (для подъема на деку моста в опорах предусматривались лифты), первый Босфорский мост закрыт для пешеходов.

В честь памяти жертв неудавшегося военного мятежа (2016), Босфорский мост переименовали в мост Мучеников 15 июля (15 Temmuz Şehitler Köprüsü). Напомним, что в ночь с 15 на 16 июля погибло более 240 человек, а около 2200 получили ранения.

Мост султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü) известен также как второй Босфорскийм мост (İkinci Boğaziçi Köprüsü) и находится от первого на расстоянии 5 км. Сооружение соединяет европейский берег Стамбула в районе Румели Хисары с азиатским в районе Анадолу Хисары. Возведением этого моста (3 июля 1988) отметили одну из памятных дат в истории Турции – 535-летний юбилей завоевания Константинополя султаном Мехмедом II Фатихом, чье имя и получило данное сооружение. Примечательно также и то, что мост построили на том же месте, где почти за 2,5 тыс. лет до этого располагалась первая переправа царя Дария. Второй Босфорский мост построен по той же конструктивной схеме, что и Первый. Длина моста составляет 1510 м, а клиренс от уровня воды — 64 м.

Новый мост над Босфором

Новый мост над Босфором

Третий мост через Босфор, получивший имя султана Селима I Явуза (Yavuz Sultan Selim Köprüsü), соединяет Пойразкёй (Poyrazköy) в Азии и Гарипче (Garipçe) в Европе. Общая длина моста составила 2164 м, ширина — 59 м, а протяженность основного пролета — 1408 м. Наибольшая высота опор достигает 322 м. Особенностью моста является комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть — вантами и тросами, при этом, середина главного пролёта подвешена на тросах. Для движения по мосту предусмотрено восемь полос для автомобилей и две железнодорожные колеи. Проезд будет платным и составит 3,4 долл. для легкового и около 15 долл. для грузового транспорта при пересечении моста в азиатском направлении. Из Азии в Европу можно будет пересекать Босфор бесплатно.

Три моста через Босфор

Три моста через Босфор

Comments on this entry are closed.